Воспитание звуковой культуры речи как одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста | Пример курсовой работы

Воспитание звуковой культуры речи как одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста

Цель исследования: рассмотреть особенности формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

Так в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) происходит дальнейшее развитие артикуляционного аппарата, улучшается произвольность и координация речевых движений. В речи появляются твердые согласные, шипящие звуки. Слова со стечением согласных в основном произносятся правильно, но иногда еще встречаются пропуски согласных в стечениях («котёль» – костер, «танок» – станок).
Слоговая структура слов в этом возрасте обычно не нарушается – они произносятся правильно. Нарушения слоговой структуры возможны при произнесении сложных, малознакомых, редко употребляемых слов (мотоциклист, фотографироваться) или в случае закрепления неправильного сочетания слогов («говола» – голова, «гамазин» – магазин, «пикитан» – капитан).
Продолжает формироваться фонематический слух. В это время ребенок замечает ошибки в произношении других, легко различает близкие по звучанию звукосочетания и слова. Формируется дифференциация звонких и глухих согласных [18].
Активный словарь ребенка 3-4 лет практически удваивается и включает около 2 тысяч слов. Из них приблизительно 50 % составляют существительные, 30 % глаголы, 12 % прилагательные и 6 % наречия. В речи появляются притяжательные прилагательные (кошкин хвост, бабушкины очки), местоимения (мой, твой, наш, ваш), числительные (один, два, три), сложные предлоги (из-за, из-под). Ребенок начинает активно интересоваться значением слов («Почему кошку назвали кошкой?»). Он осваивает многозначность (ручка, ключик) и валентность слов (идет – мальчик, кошка, снег, время), проявляет интерес к играм-рифмовкам (кошка – мошка- сошка- блошка- ложка).
В этом возрасте совершенствуется грамматический строй речи. Ребенок начинает использовать в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, потому что, который, включающими элементарные рассуждения и доказательства. Дальнейшее усвоение морфологической системы языка приводит к закреплению согласования имен прилагательных с существительными в роде числе и падеже. Однако на практике часто встречается неправильное употребление некоторых грамматических форм слов (например, множественного числа существительных в родительном падеже – много чего? – стулов, карандашов, мячов). Иногда дети неправильно подбирают слова для высказывания («У меня ручки уже засохли», «Надо свет потушать»), что связано с первоочередным усвоением наиболее частотных вариантов словоизменения, а также генерализацией усвоенных морфологических категорий.
Связная речь трехлетнего ребенка продолжает совершенствоваться – малыш охотно беседует со взрослыми, сверстниками, сам задает вопросы и отвечает на них, может рассказать о недавних событиях собственной жизни. Однако в этом возрасте малыш еще не может без помощи взрослого пересказать содержание сказки, текста. Запоминанию сюжетной линии, высказываний героев, закреплению своих впечатлений способствует многократное прочтение произведения, просмотр фильма [20].
На пятом году жизни (средний дошкольный возраст – 4-5 лет) большинство детей уже правильно произносят шипящие и сонорные звуки – [л], [р], [рь]. В редких случаях неустойчивым остается произношение свистящих и шипящих – в сложных и малознакомых словах они могут взаимозаменяться. Тем не менее, к 5 годам в основном заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Фонематические процессы у детей пятого года жизни совершенствуются. Дошкольники различают заданный звук в речевом потоке, могут подобрать на него слово, различают повышение или понижение громкости голоса, замедление или ускорение темпа, правильно дифференцируют свистящие и шипящие, сонорные звуки.
Таким образом, к 5 годам заканчивает свое формирование фонематический слух. Объем словаря в этом возрасте составляет примерно 3000 слов. К пяти годам дети овладевают лексикой, обозначающей основные тематические категории, дифференцированно и точно определяют и называют пространственные отношения предметов относительно себя.
При нормальном речевом развитии к 5 годам дошкольники усваивают на практике все типы склонения существительных, основные формы согласования слов. Они используют в свободной самостоятельной речи все типы предложений. В этом возрасте происходит постепенный переход от ситуативной к контекстной речи – речь ребенка перестает нуждаться в наглядной опоре. Дошкольник начинает сочинять истории, фантазировать. Эгоцентрическая, внешняя речь постепенно свертывается и уходит на внутренний план – формируется внутренняя регуляция деятельности [16].
К шести годам (старший дошкольный возраст 5-7 лет) дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. В этот период дошкольники уже могут по мере необходимости изменять громкость и темп речи, умеют использовать интонационные средства выразительности. Достаточно сформированный фонематический слух позволяет детям выделять слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы. В результате целенаправленного обучения основам грамоты они овладевают навыками звукового анализа, учатся определять количество и последовательность звуков в словах [16].
Словарь старшего дошкольника достаточно богатый, однако, он не всегда может быстро подобрать нужное для высказывания слово. В этом возрасте дети способны выделять части предметов и называть их, сравнивать их по общим и частным признакам. Они хорошо усваивают свойства предметов, начинают широко употреблять в экспрессивной речи слова, обозначающие отвлеченные понятия. У детей формируется интерес к словам с отвлеченными, абстрактными значениями (любовь, дружба, радость, тревога и т.д.), но понимание их смыслового значения формируется с опорой на жизненный опыт. В этом возрасте у дошкольников появляется активный интерес к письменной речи, и многие из них осваивают печатное письмо, начинают самостоятельно читать [23].
Таким образом, к концу дошкольного периода у детей оказываются сформированными основные языковые и речевые средства: нормативное звукопроизношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй родного языка, связная речь, что является предпосылкой для успешного усвоения школьной программы.
Одним из основных показателей уровня интеллекта, культуры мышления человека, является его речь. Впервые возникнув в раннем детстве в виде разнообразных, отдельных слов, которые не имеют чёткого грамматического оформления, речь обогащается и постепенно усложняется. Ребенок овладевает постепенно лексикой и фонетическим строем, усваивает закономерности изменения слов и их сочетания, композицию и логику высказываний, овладевает монологом и диалогом, различными стилями и жанрами, развивается выразительность и меткость его речи. Ребёнок всем данным богатством овладевает активно, не пассивно, в процессе речевой практики.
Речь – это вид деятельности, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, предложений и др.) Речь выполняет функции сообщения и общения, а также воздействия на других людей и эмоционального самовыражения.
Речь, которая хорошо развита, служит одним из основных средств активной деятельности человека в обществе, а для ученика – главным средством успешного обучения в общеобразовательной школе. Речь – это способ познания окружающей действительности. Богатство речи с одной стороны зависит в большей степени от обогащения ребёнка новыми понятиями и представлениями; с другой стороны – хорошее владение речью, языком однозначно способствует познанию в природе сложных связей и в жизни современного общества. Школьники, у которых речь хорошо развита всегда намного успешнее учатся по всем предметам.
Речь – это основа умственной деятельности человека, средство коммуникации. Умение детей обобщать, систематизировать, классифицировать, сравнивать развивается в процессе овладения знаниями человека через речь и соответственно проявляются в речевой деятельности.
Воспитание звуковой культуры – это одна из основных задач развития речи в детском саду, так как дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Задачи и содержание обучения правильному произношению звуков различны на разных возрастных этапах и обусловлены особенностями фонетической стороны речи детей.
К трем годам дети в основном овладевают звукопроизношением. Однако, по данным имеются отдельные нарушения формирования фонетической стороны речи. Овладение правильным произношением в младшем дошкольном возрасте затрудняется недостаточным развитием моторики речевого аппарата и фонематического слуха, недостаточной устойчивостью нервных связей. Дети среднего дошкольного возраста овладевают произношением всех звуков родного языка, в том числе и трудными в артикуляционном отношении звуками. Процесс овладения звуками сложный, для него характерна неустойчивость произношения, когда в одном звукосочетании ребенок правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. К старшему дошкольному возрасту у детей развиваются способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный характер. У детей наблюдаются случаи проявления взаимопомощи – внимание к речи друг друга, желание помогать товарищам.
Развивая речь ребенка, необходимо уточнять, обогащать, активизировать его словарь. А богатство словаря – это признак высокого развития как каждого отдельного человека так и общества в целом. Словарная работа – это расширение активного словаря детей за счет трудных или незнакомых для них слов. Расширение словаря детей одновременно идет их с воспитанием правильного отношения к окружающему, а также ознакомлением с окружающей действительностью.
Цель исследования: рассмотреть особенности формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!