Воспитание звуковой культуры речи как одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста

Цели и задачи

Цель исследования: рассмотреть особенности формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

Введение и актуальность


Так в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) происходит дальнейшее развитие артикуляционного аппарата, улучшается произвольность и координация речевых движений. В речи появляются твердые согласные, шипящие звуки. Слова со стечением согласных в основном произносятся правильно, но иногда еще встречаются пропуски согласных в стечениях («котёль» - костер, «танок» - станок).
Слоговая структура слов в этом возрасте обычно не нарушается – они произносятся правильно. Нарушения слоговой структуры возможны при произнесении сложных, малознакомых, редко употребляемых слов (мотоциклист, фотографироваться) или в случае закрепления неправильного сочетания слогов («говола» - голова, «гамазин» - магазин, «пикитан» - капитан).
Продолжает формироваться фонематический слух. В это время ребенок замечает ошибки в произношении других, легко различает близкие по звучанию звукосочетания и слова. Формируется дифференциация звонких и глухих согласных [18].
Активный словарь ребенка 3-4 лет практически удваивается и включает около 2 тысяч слов. Из них приблизительно 50 % составляют существительные, 30 % глаголы, 12 % прилагательные и 6 % наречия. В речи появляются притяжательные прилагательные (кошкин хвост, бабушкины очки), местоимения (мой, твой, наш, ваш), числительные (один, два, три), сложные предлоги (из-за, из-под). Ребенок начинает активно интересоваться значением слов («Почему кошку назвали кошкой?»). Он осваивает многозначность (ручка, ключик) и валентность слов (идет – мальчик, кошка, снег, время), проявляет интерес к играм-рифмовкам (кошка - мошка- сошка- блошка- ложка).
В этом возрасте совершенствуется грамматический строй речи. Ребенок начинает использовать в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, потому что, который, включающими элементарные рассуждения и доказательства. Дальнейшее усвоение морфологической системы языка приводит к закреплению согласования имен прилагательных с существительными в роде числе и падеже. Однако на практике часто встречается неправильное употребление некоторых грамматических форм слов (например, множественного числа существительных в родительном падеже - много чего? – стулов, карандашов, мячов). Иногда дети неправильно подбирают слова для высказывания («У меня ручки уже засохли», «Надо свет потушать»), что связано с первоочередным усвоением наиболее частотных вариантов словоизменения, а также генерализацией усвоенных морфологических категорий.
Связная речь трехлетнего ребенка продолжает совершенствоваться – малыш охотно беседует со взрослыми, сверстниками, сам задает вопросы и отвечает на них, может рассказать о недавних событиях собственной жизни. Однако в этом возрасте малыш еще не может без помощи взрослого пересказать содержание сказки, текста. Запоминанию сюжетной линии, высказываний героев, закреплению своих впечатлений способствует многократное прочтение произведения, просмотр фильма [20].
На пятом году жизни (средний дошкольный возраст – 4-5 лет) большинство детей уже правильно произносят шипящие и сонорные звуки – [л], [р], [рь]. В редких случаях неустойчивым остается произношение свистящих и шипящих – в сложных и малознакомых словах они могут взаимозаменяться. Тем не менее, к 5 годам в основном заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Фонематические процессы у детей пятого года жизни совершенствуются. Дошкольники различают заданный звук в речевом потоке, могут подобрать на него слово, различают повышение или понижение громкости голоса, замедление или ускорение темпа, правильно дифференцируют свистящие и шипящие, сонорные звуки.
Таким образом, к 5 годам заканчивает свое формирование фонематический слух. Объем словаря в этом возрасте составляет примерно 3000 слов. К пяти годам дети овладевают лексикой, обозначающей основные тематические категории, дифференцированно и точно определяют и называют пространственные отношения предметов относительно себя.
При нормальном речевом развитии к 5 годам дошкольники усваивают на практике все типы склонения существительных, основные формы согласования слов. Они используют в свободной самостоятельной речи все типы предложений. В этом возрасте происходит постепенный переход от ситуативной к контекстной речи – речь ребенка перестает нуждаться в наглядной опоре. Дошкольник начинает сочинять истории, фантазировать. Эгоцентрическая, внешняя речь постепенно свертывается и уходит на внутренний план – формируется внутренняя регуляция деятельности [16].
К шести годам (старший дошкольный возраст 5-7 лет) дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. В этот период дошкольники уже могут по мере необходимости изменять громкость и темп речи, умеют использовать интонационные средства выразительности. Достаточно сформированный фонематический слух позволяет детям выделять слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы. В результате целенаправленного обучения основам грамоты они овладевают навыками звукового анализа, учатся определять количество и последовательность звуков в словах [16].
Словарь старшего дошкольника достаточно богатый, однако, он не всегда может быстро подобрать нужное для высказывания слово. В этом возрасте дети способны выделять части предметов и называть их, сравнивать их по общим и частным признакам. Они хорошо усваивают свойства предметов, начинают широко употреблять в экспрессивной речи слова, обозначающие отвлеченные понятия. У детей формируется интерес к словам с отвлеченными, абстрактными значениями (любовь, дружба, радость, тревога и т.д.), но понимание их смыслового значения формируется с опорой на жизненный опыт. В этом возрасте у дошкольников появляется активный интерес к письменной речи, и многие из них осваивают печатное письмо, начинают самостоятельно читать [23].
Таким образом, к концу дошкольного периода у детей оказываются сформированными основные языковые и речевые средства: нормативное звукопроизношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй родного языка, связная речь, что является предпосылкой для успешного усвоения школьной программы.

Заключение и вывод

Одним из основных показателей уровня интеллекта, культуры мышления человека, является его речь. Впервые возникнув в раннем детстве в виде разнообразных, отдельных слов, которые не имеют чёткого грамматического оформления, речь обогащается и постепенно усложняется. Ребенок овладевает постепенно лексикой и фонетическим строем, усваивает закономерности изменения слов и их сочетания, композицию и логику высказываний, овладевает монологом и диалогом, различными стилями и жанрами, развивается выразительность и меткость его речи. Ребёнок всем данным богатством овладевает активно, не пассивно, в процессе речевой практики.
Речь - это вид деятельности, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, предложений и др.) Речь выполняет функции сообщения и общения, а также воздействия на других людей и эмоционального самовыражения.
Речь, которая хорошо развита, служит одним из основных средств активной деятельности человека в обществе, а для ученика – главным средством успешного обучения в общеобразовательной школе. Речь - это способ познания окружающей действительности. Богатство речи с одной стороны зависит в большей степени от обогащения ребёнка новыми понятиями и представлениями; с другой стороны - хорошее владение речью, языком однозначно способствует познанию в природе сложных связей и в жизни современного общества. Школьники, у которых речь хорошо развита всегда намного успешнее учатся по всем предметам.
Речь – это основа умственной деятельности человека, средство коммуникации. Умение детей обобщать, систематизировать, классифицировать, сравнивать развивается в процессе овладения знаниями человека через речь и соответственно проявляются в речевой деятельности.
Воспитание звуковой культуры – это одна из основных задач развития речи в детском саду, так как дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Задачи и содержание обучения правильному произношению звуков различны на разных возрастных этапах и обусловлены особенностями фонетической стороны речи детей.
К трем годам дети в основном овладевают звукопроизношением. Однако, по данным имеются отдельные нарушения формирования фонетической стороны речи. Овладение правильным произношением в младшем дошкольном возрасте затрудняется недостаточным развитием моторики речевого аппарата и фонематического слуха, недостаточной устойчивостью нервных связей. Дети среднего дошкольного возраста овладевают произношением всех звуков родного языка, в том числе и трудными в артикуляционном отношении звуками. Процесс овладения звуками сложный, для него характерна неустойчивость произношения, когда в одном звукосочетании ребенок правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. К старшему дошкольному возрасту у детей развиваются способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный характер. У детей наблюдаются случаи проявления взаимопомощи – внимание к речи друг друга, желание помогать товарищам.
Развивая речь ребенка, необходимо уточнять, обогащать, активизировать его словарь. А богатство словаря – это признак высокого развития как каждого отдельного человека так и общества в целом. Словарная работа - это расширение активного словаря детей за счет трудных или незнакомых для них слов. Расширение словаря детей одновременно идет их с воспитанием правильного отношения к окружающему, а также ознакомлением с окружающей действительностью.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ