Психологические барьеры в предпринимательской деятельности | Пример курсовой работы

Психологические барьеры в предпринимательской деятельности

Цель исследования – исследовать психологические барьеры у предпринимателей и проанализировать факторы, которые обусловливают их возникновение.

Т. В. Эксакусто отмечает, что в общении могут возникать мотивационные, эмоциональные, интеллектуальные, сенсорные психологические барьеры ]. Например, мотивационный барьер возникает, когда собеседнику не интересны высказанные соображения, они не вызывают желания общаться. Часто не только отсутствие мотивации, но и ее избыток препятствует пониманию других людей. Эмоциональные барьеры – гнев, страх, отвращение и др. осложняют выбор эффективных средств общения. Отрицательные эмоции ослабляют способность воспринимать и правильно оценивать аргументы в пользу той или иной точки зрения. Положительные эмоции способствуют доброжелательному восприятию других людей.
Таким образом, барьеры общения неоднозначно определяются в психологический литературе , 169, 384, 152 и др.]. Под этим понятием объединяются различные по своей природе явления – внешние факторы, недостаточное владение социальными техниками и навыками, предубеждения, предрассудки, психологическая защита, темперамент, характер и эмоциональные переживания и др. Если психологический барьер рассматривать как психическое состояние, то приведенные явления являются условиями его возникновения.
Итак, в специальной литературе под видом психологических барьеров рассматриваются различные препятствия внешней и внутренней природы, которые встречаются в общении и различных видах деятельности личности. К таким «барьерам» относятся фрустрационные, инновационные, смысловые и тому подобное.
Зависимость психологических барьеров от специфики профессиональной деятельности определяется требованиями деятельности в психологической сфере личности.
В психологии под психологическим барьером понимают внутреннее препятствие, мешающее человеку успешно выполнять некоторое действие. Внутренние препятствия наблюдаются в различных видах деятельности личности, особенно в экстремальных видах, ответственных ситуациях и общении. В то же время, природа психологических барьеров трактуется в специальной литературе неоднозначно, а в некоторых случаях – противоречиво. Под психологическим барьером понимаем психическое состояние личности, которое препятствует осуществлению ее намерения.
Психологические барьеры имеют место в деятельности и общении личности. Выделение видов барьеров обусловлено индивидуально-психологическими особенностями личности. Вместе с тем, возникновение психологических барьеров определенного вида зависит от специфики требований деятельности, общения в психологической сферы личности. Естественно, что эти требования различаются в зависимости от вида деятельности, общения. Это может быть неформальное общение, педагогическое общение, производственная деятельность, управленческая, спортивная, учебная, творческая и др. Чаще всего психологические барьеры возникают в экстремальных видах деятельности.
Исследуя психологические аспекты предпринимательства, можно выделить общие психологические барьеры – это непринятие бизнеса как любой новой деятельности и профессии, особенно если она необычная и психологически чужда и специфические психологические барьеры. Эти барьеры делятся на реальные, порожденные действительно существующими причинами, и мнимые (мифические), связанные с предрассудками.
В процессе эмпирического исследования выявлено, что более, чем треть опрошенных предпринимателей имеют высокий уровень выраженности всех составляющих психологических барьеров. Наиболее выраженной является такая составляющая, как «редукция личных достижений». Констатировано наличие статистически значимой связи между выраженностью психологических барьеров и такими факторами микроуровня, как личностные характеристики предпринимателей: а) собственно личностно-предпринимательские характеристики (предпринимательские способности; предпринимательский потенциал); б) особенности мотивации (отдельные социально-психологические установки); в) «включенность в работу». Выяснено, что предпринимательские способности являются более сложным феноменом, чем предпринимательский потенциал, поскольку по мере повышения уровня развития предпринимательских способностей уровень психологических барьеров снижается по всем его составляющим, а в ситуации с предпринимательским потенциалом – лишь по одному показателю.
Для психологической подготовки предпринимателей к профилактике и преодолению психологических барьеров разработан и внедрен специальный тренинг «Профилактика и преодоление психологических барьеров у предпринимателей». Каждый из разделов тренинга, согласно технологическому подходу, состоит из трех блоков: а) содержательно-смыслового; б) диагностического; в) коррекционно-развивающего. Для раскрытия содержания тренинга используются разнообразные интерактивные техники (заполнение рабочих листов, «мозговые штурмы», групповые дискуссии, деловые игры, работа с интернет-ресурсами, психологические практикумы, домашние творческие задания и др.), направленные на организацию совместной деятельности и общения предпринимателей.
Проведенное исследование открывает перспективы дальнейшего изучения проблемы психологических факторов психологических барьеров у предпринимателей. Автор видит их в изучении влияния психологических характеристик предпринимательской организации (организационной культуры, творческой среды и др.) на выраженность психологических барьеров.
Цель исследования – исследовать психологические барьеры у предпринимателей и проанализировать факторы, которые обусловливают их возникновение.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!