Принцип равноправия в Россиийской Федерации

Цели и задачи

Целью настоящей работы является исследование и анализ конституционного принципа равноправия человека и гражданина как относительно самостоятельной юридической конструкции, существующей в рамках правового положения личности в РФ и представляющей собой один из его элементов.

Введение и актуальность


Конституционный принцип равенства, будучи закрепленным в Основном Законе страны, означает обязанность государства обеспечить каждому минимально равный уровень социальных благ, а так- же равную возможность достигнуть определенного уровня благосостояния. Как отмечает А.Я. Капустин, «благородная задача права состоит в том, чтобы максимально обеспечить юридические условия для интегрального развития каждого индивида (социального, экономического, духовного и любого иного достойного назначения человека), чего невозможно достичь без искоренения дискриминации и неравноправия в различных сферах жизни общества» .
В науке конституционного права выработаны определенные походы к пониманию конституционного принципа равенства. Так, по мнению Л.Д. Воеводина, «понимание равенства людей означает исключительно их общественное равенство, то есть равенство их общественного положения, их равного социального значения во всех областях жизни и деятельности» .
Н.С. Бондарь рассматривает равноправие не как принцип, а более широко – как режим взаимоотношений человека и гражданина с обществом и государством, который характеризуется и социальными аспектами (достигнутым уровнем социального равенства), и нормативно-правовым содержанием (достигнутым уровнем правового равенства) .
Ю.В. Капранова, так же как и Н.С. Бондарь полагает, что принцип равноправия имеет широкий, всеобъемлющий спектр действия, поэтому правомерно рассматривать его в качестве особого социально-правового режима равноправия граждан России .
По мнению Г.Н. Комковой, «принцип формального равенства включает, с одной стороны, равенство возможностей, то есть отсутствие в за- коне необоснованных льгот и привилегий, а также любых форм дискриминации. В отношении к государственной санкции этот принцип означает равенство всех перед законом. С другой стороны, принцип формального равенства, который основан на идее равенства людей по праву их рождения, вызывает необходимость обеспечения государством так называемого прожиточного минимума, или минимальных условий нормальной жизни для каждого гражданина. И в этом смысле принцип равноправия несет социальную направленность» .

Заключение и вывод

Конституционный принцип равноправия представляет собой одну из основополагающих категорий правового положения личности. В силу этого он по-разному проявляется па различных уровнях правового положения личности. По этой причине анализ конституционного принципа равноправия с необходимостью должен быть дополнен исследованием международных стандартов равноправия, реализации рассматриваемого конституционного принципа в текущем законодательстве и в конкретных правоотношениях, а также влияния па его реализацию важнейших юридических характеристик личности - гражданства и правосубъектности.
Конституционный принцип равноправия человека и гражданина надлежит рассматривать как один из структурных элементов сложной многоуровневой системы правового статуса личности, по-разному проявляющийся па различных уровнях этой системы. Каждое из таких проявлений обладает определенной спецификой. Равноправие следует трактовать как своеобразную подсистему в рамках общей системы правового положения личности.
Социальная ценность и практическая значимость принципа равноправия человека и гражданина позволяют трактовать равноправие как один из основополагающих современных принципов правового положения личности, закрепленный на конституционном и законодательном уровнях. Этот принцип означает провозглашение равной ценности каждой личности, а также ее прав и свобод, предоставление индивидам равных правовых возможностей для участия в общественной и государственной жизни, признание за ними равных прав, свобод и обязанностей, недопустимость дискриминации, создание реальных гарантий осуществления индивидами своих прав, свобод и законных интересов и их зашиты. Равноправие должно рассматриваться с позиций комплексного системно-аналитического подхода как комплексная правовая конструкция с многоуровневой структурой, включающая в свой состав ряд относительно самостоятельных элементов: недопустимость дискриминации; равенство обязанностей; равенство прав и свобод; равенство возможностей; равенство положения; равенство в ответственности; льготы и привилегии; поощрения и взыскания; гарантии. Помимо этого, равноправие характеризуется рядом аспектов: формальное и реальное равноправие; равноправие по объему и содержанию; материальный и процессуальный аспекты равноправия; индивидуальный и коллективный аспекты равноправия; территориальный, национальный (национально-культурный), религиозный и общественно-политический аспекты равноправия; социально-демографический аспект равноправия.
В международном праве указанный принцип трактуется как комплексный, то есть включающий в свой состав ряд относительно самостоятельных принципов, перечень и содержание которых постоянно расширяются. Ведущую роль среди этих более частных принципов играет принцип недискриминации, являющийся в настоящее время основной формой закрепления принципа равноправия в международных актах. При этом следует принимать во внимание как негативный компонент недискримипации (собственно запрет дискриминации), так и позитивный компонент (круг прав, свобод и обязанностей, по отношению к которым она признается недопустимой). В .международном праве принцип равноправия реализуется в процессе становления универсальной международной правосубъектности индивида как на региональном, так и на всемирном уровне, осуществляемом па основе постоянно расширяющегося перечня международных стандартов правового положения личности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ