Причины проведения реформ в Сибире в 19 веке

Цели и задачи

Цель данной работы: разобрать основные причины реформ в Сибири в XIX веке.

Введение и актуальность


После окончания войны народ рассчитывал на освобождение за заслуги в борьбе за отечество, однако царская власть не оправдала их ожидания. В государстве нарастало недовольство, а в обществе появлялись свободолюбивые, а порой и революционные мысли. Это положило начало появлению тайных обществ дворян-революционеров.
Нарастание революционных движений побудило Александра I и его правительство к активным действиям. Началась ревизия, которая раскрывала страшные картины произвола и злоупотреблений чиновников. Однако ревизия не могла устранить проблемы, а только показать их. Для укрепления финансового положения в Сибири, был создан I сибирский комитет.
В 1819 году в Сибирь был отправлен М. Сперанский, который в течение трех лет путешествовал по краю и параллельно проводил ревизию. Еще до начала войны с Наполеоном император отверг его проект либеральных реформ, которая была нацелена на перестройку российской политической системы по западно-европейскому образцу. В результате Сперанский получил лишь возможность упорядочить систему управления коренным населением в Сибири.
В результате проверки Сперанский проводил репрессивные меры по отношению к губернаторам и чиновникам, которых уличал в злоупотреблениях. Он отдал под суд двух губернаторов и 48 высокопоставленных чиновников. Помимо этого он начал разрабатывать реформы управления Сибирью, которые должны были послужить подпоркой для самодержавия.
Основной задачей Сперанского было установление законности в управлении. Решение данной задачи он видел в создании законодательной и управленческой системы, которая должна была положить конец произволу и сделать губернаторскую власть органом надзора. С учетом тенденций XIX века города должны были становиться местом организации социального контроля за населением округи.
Итак, под руководством Сперанского новая реформа разрабатывалась в строжайшей тайне. Планировалось произвести максимально рациональное районирование огромной территории, чтобы в каждой губернии была своя земледельческая база и складывались благоприятные условия для свободной торговли.
Для развития частной предпринимательской деятельности в 1819 году Сперанским на правах генерала-губернатора издал «Предварительные правила о свободе внутренней торговли». Правила касались всех слоев населения Сибири. Казенная торговля регулировалась «Положением о хлебных магазинах» и допускалась только в исключительных случаях. Товарообороту содействовало стремление к замене натуральных повинностей и податей денежными.
Главной разработкой этого периода стала Сибирская административная реформа 1822 года, которая состояла из ряда актов:
- «Учреждение для управления сибирских губерний»;
- «Устав об управлении инородцев» (законодательно определялось правовое положение коренных сибирских народов);
- Уставы о ссыльных (направлены на облегчение в налаживании трудовой и хозяйственной деятельности ссыльнопоселенцев);
- «Устав о сибирских казаках»
- «Положение О земских повинностях»;
- «Положение о хлебных запасах»;
- «Положение о долговых обязательствах между крестьянами и между инородцами» и т. д.
Основной задачей реформы было обеспечение поступления доходов в казну посредством развития свободной торговли, товарно-денежных отношений и увеличения производительных сил.
На основании реформы 1822 года Сибирь была разделена на два генерал-губернаторства:
- Западно-Сибирское генерал-губернаторство с административным центром в Тобольске (с 1839 г. Омске), в состав которого вошли Томская и Тобольская губернии и Омская область;
- Восточно-Сибирское генерал-губернаторство с административным центром в Иркутске, в состав которого вошли Иркутская, Якутская и новая Енисейская губернии, а также три особых управления: Троицко-Савское, Камчатско-Приморское и Охотское.
Вся власть сохранялась за генерал-губернаторами, а при гражданских губернаторах, возглавляющих местные администрации, действовал совещательный совет.
В 1833 году был учрежден Сибирский жандармский округ, под надзор которого объединили все Сибирские губернии. Причиной этому послужило увеличение приток ссыльных, в основном это были декабристы и участники польского движения 1831 года.
Итак, к концу XVIII – началу XIX вв. Сибирь представляла собой территорию, на которой царили злоупотребления и самоуправство со стороны местных властей. В результате этого нарастали недовольства и общественные конфликты. Эти причины послужили толчком для начала действий со стороны централизованной власти и результатом стали реформы, проведенные в первой половине XIX века.

Заключение и вывод


К концу XVIII века Сибирь считалась аграрной провинцией Российской империи, а также местом ссылки и каторги, а административно – территориальная организация Сибири имела ряд специфических черт:
1) значительная удаленность от централизованных органов власти;
2) большие расстояния между административными центрами Сибири;
3) значительно большая часть территорий Россий по сравнению с европейской;
4) низкая плотность населения;
5) неразвитость коммуникаций;
6) смешанный этнический и конфессиональный состав населения.
На протяжении XIX века к территории Сибири постоянно присоединялись новые земли и новые этнические группы. Помимо этого численность увеличивалась за счет ссыльных и переселенных крестьян. Разные по мировоззрениям, образу жизни и вере народы сложно уживались на одной территории.
Удаленность от центральных органов власти стала основной причиной злоупотреблений, самоуправства и халатности местных властей.
Война 1812 года также сыграла свою роль в отношении народа к императору и его правительству. А возросшие недовольства и конфликты в обществе требовали незамедлительного урегулирования со стороны власти.
Все это стало сильным толчком к началу широкомасштабной реформаторской деятельности на территории Сибири, которое началось в XIX веке и нашло свое продолжение позже.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ