Президентский контроль за органами исполнительной власти

Цели и задачи

Целью настоящей работы является характеристика президентского контроля за деятельностью исполнительной власти в Российской Федерации.

Введение и актуальность


К числу органов контроля относятся те органы государства, для которых функция контроля является единственной или дополнительной составляющей их деятельности. А к числу органов управления - те, деятельность которых направлена на осуществление законодательных (представительных), исполнительных или судебных функций.
В зависимости от формы (степени) представительства интересов населения государственные органы можно разделить на органы прямого, косвенного или системообразующего представительства.
Так как государство - это субъект-абстракция, состоящая из системы органов, выражающих волю населения или наиболее активной ее части, то, соответственно, все органы государства имеют в порядке его формирования определенную форму представительства.
В частности, непосредственно народом формируются такие государственные органы, как Государственная Дума, Президент РФ, в связи с принятием Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" относительно непосредственное формирование получил и Совет Федерации (из числа лиц, избранных населением).
Косвенное, или опосредованное, представительство имеет место в случае формирования органов государства теми органами (в том числе органами - должностными лицами), чей мандат получен от народа. Например, Генеральный прокурор РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Опосредованное представительство имеет Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Счетная палата РФ и ряд других органов.
Прямое и опосредованное представительство имеет цель обозначить интересы народа, прямое связано с приоритетом этой цели над профессионализмом представителей; при опосредованном представительстве большее значение приобретает профессионализм.
Однако в форме прямого и косвенного представительства не могут быть представлены органы, функциональное предназначение которых состоит в обеспечении деятельности того или иного государственного органа. Но без этих органов органы прямого и косвенного представительства не могли бы нормально работать, а потому представительство обеспечительных органов можно назвать функциональным или системообразующим. Вопрос о назначении и снятии лиц, входящих в состав такого органа, решается тем органом (органом - должностным лицом), для обеспечения деятельности которого он создается.
Органы, сформированные определенным органом власти (органы опосредованного представительства), а также органы, обеспечивающие его деятельность и деятельность сформированных им органов (обеспечительные органы), нередко именуют органами соответствующей ветви власти, например органами законодательной ветви власти, органами президентской ветви власти. Их порядок формирования, порою и обозначения деятельности, а также ответственности (как в целом органа, так и входящих в его состав лиц) определяются органом, возглавляющим соответствующую ветвь власти.
В силу сложившегося на сегодняшний день положения присутствуют искаженные варианты кураторства. Например, глава государства, не относящийся формально к исполнительной ветви власти, курирует деятельность Следственного комитета РФ, который является исполнительным органом власти; глава государства также наряду с парламентом курирует Счетную палату РФ, несмотря на то что этот орган является парламентским органом финансового контроля; а также наряду с парламентом курирует орган конституционного контроля, хотя данный орган проверяет конституционность актов самого Президента РФ (ст. 128 и 125 Конституции РФ).
Систему органов государства составляют не только органы государственной власти, перечисленные в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, но и другие многочисленные органы, обладающие определенным предназначением и занимающие свое место в общей системе.
Можно выделить несколько системных блоков органов государства в зависимости от того или иного аспекта их статуса.

Заключение и вывод

Президент Российской Федерации является главой государства. В статье 80 Конституции Российской Федерации закреплен данный статус Президента РФ, а также в обобщенной форме сформулированы связанные с этим функции, касающиеся основ жизнедеятельности государства и общества в целом.
Президент РФ является гарантом Конституции РФ и несет ответственность за то, чтобы механизмы защиты прав человека и гражданина работали слаженно, без сбоев в их реализации.
В установленном Конституцией РФ порядке Президент РФ принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, а также определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. При осуществлении этих функций Президент РФ может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия и действовать в рамках Конституции РФ.
Президент РФ не входит ни в одну ветвь государственной власти и, соответственно, не является главой исполнительной власти, однако играет весьма значительную роль в сфере ее организации и функционирования. Он осуществляет общее руководство деятельностью Правительства РФ и непосредственно руководит работой некоторых федеральных органов исполнительной власти. Например, Президент РФ осуществляет руководство деятельностью Министерства внутренних дел РФ, Министерства иностранных дел РФ, Министерства обороны РФ и иных органов исполнительной власти. Подчиненность указанных органов государственной власти непосредственно Президенту РФ объясняется значимостью их деятельности для обеспечения безопасности и целостности Российской Федерации как государства.
Кроме того, в отношении формирования и деятельности государственных органов исполнительной власти Президент РФ имеет следующие полномочия: утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти по представлению Председателя Правительства РФ; формирует Правительство РФ; назначает с согласия Государственной Думы Федерального Собрания РФ Председателя Правительства РФ; назначает на должность и освобождает от нее заместителя Председателя Правительства РФ и федеральных министров; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ; вправе принимать или отклонять отставку Правительства РФ, а также имеет иные полномочия.
В целях обеспечения реализации Президентом РФ предоставленных широких полномочий главы государства в распоряжении Президента РФ имеется создаваемый им в соответствии с Конституцией РФ специальный аппарат - Администрация Президента РФ. Администрация Президента РФ является государственным органом, сформированным в соответствии с п. "и" ст. 83 Конституции РФ. В ее задачи входит обеспечение деятельности Президента РФ необходимыми организационными и информационными условиями. Помимо обеспечения деятельности Президента РФ, Администрация также осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ.
Исходя из представленной информации о полномочиях Президента РФ и его месте в системе органов исполнительной власти можно сделать общий вывод: Президент РФ де-юре не входит ни в одну ветвь государственной власти, однако наличие у него широких полномочий в области исполнительной власти дает основания говорить некоторым представителям научного сообщества о Президенте РФ как главе указанной ветви власти.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ