Правовой статус судей в РФ

Данный принцип проявляется и во взаимоотношениях судей, входящих в состав суда, при разрешении конкретного дела. Каждый судья свободно выражает свою позицию по делу и при несогласии с другими вправе изложить особое мнение. Этим принципом также определяются взаимоотношения судов различных звеньев судебной системы.
Подзаконность и независимость судей — это две важные составляющие данного принципа. Независимость судей возможна при условии подчинения их только закону, а подзаконность возможна при условии ограждения судей от влияния внешних и внутренних факторов. Независимость без подчинения закону способна породить произвол при рассмотрении и разрешении дел.
Независимость судей гарантируется организационными началами построения судебной системы, порядком формирования судейского корпуса, мерами государственной и социальной защиты судей, процессуальным порядком рассмотрения и разрешения дел.
Средства правового регулирования и реализации принципа независимости судей включают различные гарантии. Гарантии осуществления деятельности судьи представляют собой единый, комплексный механизм обеспечения независимости судьи (провозглашенной ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, п. п. 2, 4 ст. 1 Закона о статусе судей), охватывающий социально-экономические, организационно-технические и иные взаимосвязанные аспекты, которые в нашей стране распространяются на всех судей и соответственно не могут быть отменены и уменьшены какими-либо другими нормативными актами (п. 4 ст. 9 Закона о статусе судей). К числу таких гарантий Законом о статусе судей (ст. ст. 9 — 20) отнесены:
1) предусмотренная законом процедура осуществления правосудия, которая позволяет формализовать судебный процесс, сделать его максимально открытым, прозрачным, доступным, минимизировав риски кулуарного, негласного разрешения споров;
2) абсолютный запрет какого либо вмешательства в деятельность судьи, связанной с осуществлением правосудия (под угрозой ответственности), который обеспечивает судье независимость в принятии решений, возможность осуществлять профессиональную деятельность в строгом соответствии с законом, опираясь на внутреннее убеждение и не поддаваясь влиянию кого бы то ни было (это оговаривается в п. 3 ст. 8 Кодекса судейской этики);
3) установленный на законодательном уровне порядок приостановления полномочий судьи, порядок их прекращения, несменяемость судьи, который, с одной стороны, представляет собой важный элемент системы сдержек и противовесов, поскольку не позволяет сторонним лицам, в том числе представляющим органы власти, произвольно влиять на срок полномочий судьи, а с другой стороны, является эффективной мерой превентивного характера, стимулирующей судью соблюдать установленные законом ограничения и запреты;
4) право судьи на отставку (таковой признается почетный уход или почетное удаление судьи с занимаемой им должности), которое в итоге обеспечивает бывшему судье (находящемуся уже в отставке) сохранение имеющегося звания судьи, предусмотренных гарантий личной неприкосновенности, а также принадлежность к соответствующему судейскому сообществу, а при наличии необходимого возраста и (или) стажа в должности судьи — право, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание;
5) неприкосновенность судьи;
6) установленная в стране система органов судейского сообщества, среди основных задач которых законодатель назвал защиту прав и законных интересов судей. Это указывается в ст. 4 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Отметим также, что в указанную систему в настоящее время входят Всероссийский съезд судей; региональные конференции судей; Совет судей РФ; региональные советы судей; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; региональные квалификационные коллегии судей; Высшая экзаменационная комиссия, задачей которой является прием квалификационного экзамена на должность судьи; региональные экзаменационные комиссии, задачами которых является прием квалификационного экзамена на должность судьи;
7) предоставление судье в установленном порядке материального и социального обеспечения (за государственный счет), которое соответствовало бы его высокому статусу, в том числе это денежное вознаграждение (предоставляется каждый месяц) и денежное поощрение (предоставляется каждый квартал), размер которых не могут быть снижен; премии и материальную помощь в пределах фонда оплаты труда; ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью не менее 30 рабочих дней с оплатой стоимости проезда к месту отдыха и обратно и пр.;
8) предоставление судье, членам его семьи и их имуществу особой защиты государства, включая обязательное государственное страхование за счет средств федерального бюджета жизни, здоровья и имущества судьи, в том числе на случай гибели судьи или утраты им профессиональной трудоспособности;
9) предоставление судье права на то, чтобы он мог хранить при себе и носить служебное огнестрельное оружие, которое при наличии его заявления выдается ему уполномоченными органами внутренних дел.
Выделяют и институциональные, процессуальные и социальные гарантии независимости судей. Институциональные гарантии предполагают демократическую систему отбора и назначения на должности судей; конституционно-правовые институты несменяемости, неприкосновенности судей и невмешательства в их деятельность. Процессуальные гарантии включают преимущественно коллегиальную форму рассмотрения судебных дел, институт отводов, правила подведомственности и подсудности, предусмотренные процессуальным законом принципы и процедуры. Наконец, социальные гарантии независимости судей предполагают предоставление каждому судье за государственный счет обеспечения в материальной и социальной сферах, которые соответствовали бы его статусу.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ