Правовой статус Государственной Думы (1905-1916 гг.

Цели и задачи

Цель курсовой работы – рассмотреть и исследовать историю и паровой статус Государственной Думы Российской империи.

Введение и актуальность


Правительство 20 июня выступило с заявлением, в котором категорически высказалось за неприкосновенность частнособственнических земель. Однако это не остановило думское большинство, которое намеревалось обратиться к народу с обещаниями добиваться справедливого перераспределения земли. Так появился повод обвинить парламент в революционных замыслах и распустить его. 9 июля 1906 года был опубликован царский манифест о роспуске Думы. Одновременно были объявлены и новые выборы в Государственную думу.
В тот же день почти 200 депутатов (кадеты, трудовики и меньшевики) собрались в Выборге и подписали обращение «к народу от народных представителей» («Выборгское воззвание»). Депутаты призвали население протестовать против роспуска Думы отказом платить налоги и другие повинности. Однако это обращение не имело значительного общественного эффекта. Сами подписавшиеся были арестованы и против них возбуждены уголовные дела.
Натянутые, точнее сказать конфликтные отношения между Думой и правительством, за которым стоял государь, возникли с первого же дня ее открытия. 6 июля, по словам П. А. Столыпина, в разговоре с ним Николай II откровенно заявил, что роспуск Думы стал делом прямой необходимости. «Все мы и я, в первую очередь, − подчеркнул государь, − понесем ответственность за нашу слабость и нерешительность. Бог знает, что произойдет, если не распустить этот очаг призыва к бунту, неповиновения властям, издевательства над ними и нескрываемого стремления вырвать власть из рук правительства» Желание царя было исполнено.
В середине полугодового перерыва, образовавшегося после роспуска первой и началом работы второй Думы, т.е. в обход представительной власти, царь подписал весьма важный указ, который послужил основой новой, «столыпинской реформы» в деревне. Через четыре месяца, в ноябре указом Николая II было объявлено о проведении новой аграрной реформы, направленной на то, чтобы расколоть крестьянство: все желающие получили право свободного выхода из общины вместе со своим наделом земли и единоличного, точнее сказать семейного ведения хозяйства. Одновременно по прежней схеме были назначены новые выборы в Думу, которая, вопреки ожиданиям получилась еще более «левая». Большинство депутатов вновь приступили к завершению агарного законопроекта, подготовку которого начала еще I Дума. Это был прямой вызов властям и Николай II принял его. 2 июня 1907 г. он писал Столыпину: «Я ожидал целый день с нетерпением извещения Вашего о совершившемся роспуске проклятой Думы...Дума должна быть завтра, воскресенье утром распущена. Твердость и решимость − вот что нужно показать России». Жесткое требование царя было выполнено − через 103 дня с начала работы дерзкая, «мужицкая» Дума была закрыта. Этот акт в литературе называют «третьеиюньским переворотом», который как бы подвел черту, обозначившую окончание бурного периода 1905-1907 гг.
Вместе с тем он означал, что и самодержавие и либеральная демократия получили «2» за обучение в начальных классах русского парламентаризма. Своеобразные выводы из таких результатов сделало высшее руководство страны. Охотнее всего оно прервало бы щекотливые эксперименты с введением демократии и вообще отказалось бы от проведения новых выборов. Однако, опыт подсказывал, что колесо истории крутиться со своими циклами и ритмами только в одну сторону − вперед. Попытки остановить его, а тем более повернуть его назад всегда кончались крупными неприятностями.

Заключение и вывод


Исходя из исследования, мы можем прийти к следующим выводам:
1. Революция положила начало превращению России в конституционную монархию. Императору удалось сохранить за собой всю полноту исполнительной власти, но его законодательные права были ограничены. Законы могли приниматься лишь после их одобрения двухпалатной Государственной думой. В России появились зачатки гражданского общества в виде политических партий, профсоюзов и других массовых общественных организаций. Все социальные слои общества и их партии извлекли из революционных событий серьезный урок. Народное движение показало властям не только силу трудящихся масс, но и те пределы, до которых простирается их терпение.
27 апреля 1906 г. начала работу I Государственная дума. Большинство в ней получили кадеты, радикально настроенные представители крестьян (трудовики) и примкнувшие к ним беспартийные. Либеральное большинство выдвигало предложения, которые не устраивали царя и правящие круги. Попытки думцев наладить диалог с властью и добиться создания «ответственного министерства» были решительно отвергнуты царем. 1 июля правительство распустило Думу, показав тем самым, что не допустит в России демократических преобразований.
2. 20 февраля 1907 г. собралась II Дума. Она оказалась левее первой. Из 524 депутатов 222 принадлежали к социал-демократам, эсерам, трудовикам и народным социалистам, 98 − к кадетам, 54 − к октябристам и правым. Председателем Думы был избран кадет Ф. А. Головин. Обсуждение аграрного вопроса вновь выявило непримиримость левой оппозиции, настаивавшей на безвозмездной конфискации всей земли. Соглашения между правительством и Думой достичь не удалось. 1 июня П. А. Столыпин потребовал от Думы санкции на арест социал-демократической фракции под надуманным предлогом подготовки ею «военного заговора». 3 июня 1907 г., не дождавшись решения Думы, правительство объявило о ее роспуске и изменении избирательного закона. Тем самым царь нарушил Манифест от 17 октября, по которому никакой закон не мог вступить в силу без одобрения Думы. Историки считают третьеиюньский переворот окончанием Первой русской революции.
Государственная Дума искренне хотела и, пожалуй, смогла бы помочь верхам лучше разобраться в людях, сориентироваться в обстановке, а также в выработке общей стратегии и тактики. Стоит отметить, что IV Дума, деятельность которой пришлась на период войны, по своему характеру и качеству существенно отличалась от своих предшественниц. Первая и вторая Думы (1906-1907 гг.) были продолжением и одной из форм проявления народного бунта, вспыхнувшего в начале века. Поэтому они с самого начала заняли позицию активной оппозиции по отношению к правительству, включив в повестку своих заседаний самый острый вопрос того времени − земельный.
3. В III Думе сложилась довольно устойчивая либерально-центристская коалиция из 250-260 депутатов, которая была готова сотрудничать с правительством по всем принципиальным вопросам. И она сделала свое дело: утвердила столыпинские реформы, помогала в рамках своих возможностей становлению гражданского общества, развитию плюрализма мнений о путях дальнейшего развития страны. Крайние правый и левый фланги не могли помешать такому движению Думы по центру. Николай II и его окружение терпели новую Думу, хотя и не изменили своего негативного отношения к ней по существу. Тем самым их позиция несколько отличалась от позиции П.Столыпина, который считал возможным и целесообразным подключить Думу к сложному процессу реформирования и обновления России. Некоторые историки не без основания высказывают предположение: если бы 1 сентября 1911 г. в киевском театре не прозвучали те два роковых выстрела, оборвавшие жизнь главы правительства, то его отставка произошла бы в ближайшие месяцы.
4. IV Дума начала свою деятельность в иной обстановке. Новый премьер-министр В. Коковцев в отношениях с представительным органом был целиком на стороне царя. На уровне Думы решение вопросов обеспечивалось абсолютным большинством, которым располагал здесь Прогрессивный блок − 235 голосов. Но, царь и премьер видели в таком развитии событий прямой подкоп под самодержавие и не хотели даже разговаривать на эту тему. Тем не менее, две частные встречи с некоторыми министрами состоялись, но и они позитивных результатов не дали. Между тем, некоторые выступления в Думе стали приобретать революционный характер. Поскольку действие рождает соответствующее противодействие, Дума, находясь под постоянным недоброжелательным нажимом сверху, постепенно из потенциального союзника превратилась в опасного противника для царя и его окружения. Здесь было однозначно решено разогнать ее или хотя бы прервать работу на несколько месяцев. Задержка произошла только из-за опасений уличных беспорядков, которые мог вызвать подобный шаг.
К концу 1916 г. либеральная оппозиция практически умолкла. 17 декабря царь распустил Думу. «Верхи не могли» больше управлять по-старому, а «низы не хотели» жить по-старому. Глухое недовольство в обществе, усиленное антивоенными и революционными настроениями, создало в стране крайне взрывоопасную политическую ситуацию. Таким образом, Государственная Дума прекратила свою деятельность почти одновременно с крахом династии Романовых, это особенно подчеркивает ее значение как неотъемлемой части политической системы поздней Российской империи и его незаменимый характер.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ