Отклонения. Понятие, определение и анализ отклонений в системе контроллинга.

Цели и задачи

Цель данной работы – проанализировать отклонения в системе контроллинга.

Введение и актуальность


Для того чтобы определить сущность данного понятия, его место в системе управления предприятием, а также сформулировать его определение, был проведен критический анализ существующих концепций контроллинга. В настоящее время сформировались четыре концепции контроллинга. Рассмотрим их в порядке расширения предметной области контроллинга. Первая концепция контроллинга ориентирована на систему бухгалтерского учета (Д. Шнайдер), что является достаточно узким подходом, поскольку с одной стороны бухгалтерская информация не отражает всех аспектов функционирования предприятия, а с другой прибыль не является единственно возможной целью деятельности предприятия.
Кроме того, достижение запланированного уровня прибыли может быть реализовано с помощью традиционных инструментов управления предприятием. Без внедрения новых систем. Вторая концепция контроллинга с ориентацией на информацию (Х. Берр, П. Прайсслер, Т. Райхман) в большей степени отражает суть понятия контроллинга, однако ограничивает его возможности, поскольку основной целью является сбор разносторонней информации о деятельности предприятия, тогда как за рамками остаются вопросы, касающиеся ее обработки, интерпретации и т. д.
Следующая концепция контроллинга с ориентацией на координацию (Д. Хан, П. Хорварт, Х.-Ю. Кюппер, И. Вебер, А. Шмидт, А.Зунд, Г. Пич и Э. Шерм, Р. Манн, Э. Майер, Х. Фольмут) может быть разделена на два направления:
ориентация на планирование и контроль;
ориентация на управленческую систему в целом.
Первое направление характеризуется направленностью контроллинга на координацию систем планирования, контроля и информационного обеспечения, контроллинг рассматривается как подсистема управления предприятием.
Второе – рассматривает контроллинг как инструмент координации самой системы управления предприятием. Такой подход не дает возможности разграничить функции системы управления и функции системы контроллинга. Четвертой является системообразующая концепция контроллинга (Х. Штайман, И. Сьюрц, В. Ньюман, Дедов О.А., Ананьина Е. А., Данилочкин С. В., Данилочкина Н. Г.).
Приверженцами системообразующей концепции контроллинга являются преимущественно отечественные исследователи. В данной концепции контроллинг рассматривается как надстройка к системе управления предприятием. Такое определение контроллинга является слишком широким и не дает возможности определить конкретную область приложения данной системы.
На основании вышеизложенного, сущность понятия контроллинга отражает объединение двух концепций контроллинга с ориентацией на информацию и координацию. В соответствие с этим контроллинг на предприятии должен выполнять две основные функции: координирующую, связанную с мониторингом реализации планов, подготовкой на этой основе предложений по корректировке контролируемых показателей, разработкой вариантов управленческих решений и информационную (обеспечивающую), связанную с подготовкой и предоставлением необходимой информации для принятия управленческих решений.

Заключение и вывод


Контроллинг – это система управления процессом достижения конечных целей и результатов фирмы. Контроллинг несколько по-иному трактует экономически показатели. Например, такие как: прибыль, оборот и затраты.
На сегодняшний день, учеными выделено несколько видов контроллинга. Так вот, в зависимости от целей и задач, контроллинг подразделяют на стратегический и оперативный. Каждый из этих видов похож друг на друга по функциональной направленности. Однако, между ними существуют и различия. Они проявляются в времени действия и методах применения.
Рассмотри подробнее стратегический контроллинг. Итак, он не имеет ограничений во времени. Говоря простым языком, данный вид направлен на долгосрочную перспективу. Основу стратегического контроллинга составляет стратегическое планирование, а также стратегический контроль и стратегическое информационное обеспечение. Оно направлено на потенциальное развитие и предвидение будущей ситуации
Оперативный контроллинг, в отличие от стратегического, имеет четкую временную грань. Он распространяется на непродолжительные периоды времени, в основном, это от года до трех лет. Оперативный контроллинг также имеет свою составную структуру. Он состоит из оперативного планирования, оперативного контроля и оперативной информации, которая направлена на достижение конечного результата и на соблюдение контроля за его исполнением. Основной целью оперативного контроллинга выступает создание системы управления, помогающей эффективно достигать текущие цели предприятия, а также оптимизирует соотношение «затраты-прибыль».
Существуют полярные различия между стратегическим и оперативным контролем. Данные различия проявляются в следующем:
1) объекты планирования и контроля при оперативном контроле совпадают, при стратегическом же они, как правило, различны;
2) внешние формы контроля доминируют в оперативной области, в стратегическом контроле преобладают формы внутренней организации в виде самоконтроля;
На этапе анализа выявленных отклонений должна производиться оценка по допустимым пределам показателя и оценка влияния отклонений на итоговый результат деятельности предприятия по рассматриваемому направлению. Для выявления причин отклонения итогового комплексного показателя необходимо воспользоваться факторным анализом, основанным на методе цепных подстановок.
Таким образом, применение механизма оперативного и стратегического контроллинга увеличивают эффективность планирования организации за счет увеличения оперативности и качества обработки информации для принятия решений.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ