Правовое регулирование и практика применения таможенной процедуры реимпорта

Цели и задачи

Цель настоящей работы заключается в изучении особенностей нормативно-правового регулирования и принципов осуществления таможенной процедуры реимпорта в деятельности таможенных органов и субъектов ВЭД.

Введение и актуальность


Принятая в 1973 г. в японском городе Киото Международная конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» [1] объединила 60 стран-участниц. К их числу присоединились страны Европы в лице Европейского Союза. Новая редакция Киотской конвенции получила одобрение участников в 1999 г. в Брюсселе. Лидирующую позицию в этом процессе играла Всемирная таможенная организация. Новая редакция Конвенции в наученной литературе иногда именуется «Киотской Конвенцией в редакции Брюссельского протокола», либо «пересмотренной Киотской Конвенцией».
Целью Конвенции является «упрощение и гармонизация таможенных процедур и правил». Киотская конвенция в новой редакции нацелена на активизацию внешнеторговых операций через применение упрощенных таможенных процедур и сокращение сроков процедур таможенного оформления и таможенного контроля. Вместе с тем, разработчики конвенции заинтересованы в том, чтобы расширение поля применения упрощенных таможенных процедур не послужили основанием к нивелированию интересов государства и общества в части взыскания таможенных платежей в государственные бюджеты. Поэтому киотская конвенция предусматривает механизмы защиты внутреннего рынка стран-участниц, ратифицировавших конвенцию, т.е. конвенция направлена на то, чтобы практика таможенного администрирования способствовала эффективному разрешению стоящие перед ней задач.
Нормативные положения Киотской конвенции формализованы в виде принципов. Указанные принципы в системе международного таможенного права выступают нормативной основой для выработки конкретных алгоритмов и требований регулирования таможенных процедур. Положения киотской конвенции ориентированы на компромисс между интересами государственных и предпринимательских структур каждой страны.
Киотская конвенция включает в себя такие структурные элементы, как «Протокол об изменении Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур» от 26 июня 1999 г., а так же сам текста Конвенции и тексты «Приложений» к тексту конвенции, то есть «Генерального приложения» и «Специальных приложений».
Реимпорт как таможенная процедура раскрывается в принципах Международной конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» как «таможенная процедура, в соответствии с которой экспортированные товары могут быть приняты для внутреннего потребления с освобождением от импортных пошлин и налогов при условии, что они не подвергались никаким операциям по изготовлению, обработке или ремонту за рубежом, а также при условии обязательной уплаты любых сумм, взимаемых вследствие возврата или возмещения или условного освобождения от пошлин и налогов, либо любых субсидий или других сумм, предоставленных в связи с экспортом» [1].
Международная конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» учитывает равное право стран-участниц ВЭД на проведение операций реимпорту товаров. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Стандартное правило 4 главы 2 Специального приложения к Киотской конвенции устанавливает положение, исключающее отказ в реимпорте на основании того, что товары были использованы или повреждены, либо пришли в негодность во время нахождения на таможенной территории страны-импортера, что отвечает интересам как посредников, так и самих предприятий-изготовителей.
Положения Киотской конвенции сегодня являются международно-правовым основанием для определения содержания и условий процедуры реимпорта в ТЗ ТС.
2.2 Международно-правовое регулирование таможенной процедуры реимпорта в рамках законодательства Таможенного союза

Заключение и вывод

Таким образом, по итогам проведенного исследования можно констатировать следующее:
Реимпорт товаров представляет собой таможенную процедуру обратного ввоза на таможенную территорию ЕврАзЭС, ранее вывезенных с указанной таможенной территории в срок до 3 лет. Данная таможенная процедура применяется без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования
На практике, реимпорт относится к числу весьма широко распространенных таможенных процедур. Он находит свое применение в практике осуществления при осуществлении внешнеторговых операций. Это обусловлено тем, что в отдельных случаях возникает необходимость обратного ввоза ранее вывезенных с таможенной территории Таможенного союза товаров.
В случае применения таможенной процедуры реимпорта товары, которые ранее были экспортированы, то есть вывезены за пределы таможенной территории Таможенного союза, снова ввозятся на указанную таможенную территорию в сроки, установленные законодателем в ст. 293 ТК ТС. Данный срок ограничен периодом, равным 3 календарным годам. Реимпорт относится к числу таможенных процедур, применение которых предполагает отказ от оплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. Основным методом регулирования реимпорта как таможенной процедуры является нетарифное регулирование.
Хотя таможенная процедура реимпорта в системе внешнеэкономической деятельности имеет широкое распространение и самостоятельное значение, законодательные нормы, регулирующие помещение товара под таможенную процедуру реимпорта, относят ее к группе завершающих. Это означает, что реимпорт товаров предполагает завершение нахождение товаров, ранее вывезенных с таможенной территории ТС за ее пределами путем их обратного ввоза на эту территорию.
Реимпорт товаров как таможенная процедура имеет свои особенности. Например, таможенная процедура реимпорта может быть применена только к товарам, которые имеют статус товаров Таможенного союза.
Так же в законе оговаривается срок, в течение которого товар может быть помещен под таможенную процедуру реимпорта. Длительность такого периода ограничена 3 календарными годами.
Однако на наднациональном уровне регулирования процедуры реимпорта предусмотрено, что срок помещения товара под таможенную процедуру реимпорта может быть пролонгирован на основании решения комиссии Таможенного союза. При этом существует перечень ограничений для товаров, в отношении которых может быть использована пролонгация срока помещения под таможенную процедуру реимпорта.
В практике же деятельности российских таможенных органов этот вопрос решается органами ФТС РФ в регионе.
Характерной особенностью таможенной процедуры реимпорта является то обстоятельство, что в процессе ее применения в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу ТС, взимание налогов и таможенных пошлин не производится. При этом закон предусматривает, что если ранее были уплачены экспортные пошлины и иные налоги, то они подлежат возврату в пользу заинтересованного участника внешнеэкономической деятельности. Суммы же, уплаченные в форме субсидиарной помощи субъектам предпринимательской деятельности, напротив, должны быть возвращены в казну российской Федерации. Таким образом, по результатам проведения таможенной процедуры реимпорта, субъект ВЭД приходит в исходное экономическое состояние.
Сегодня проблем в сфере организации таможенной процедуры реимпорта достаточно много. В частности, не смотра на усилия, предпринимаемые в части гармонизации национального и наднационального таможенного законодательства в рамках ЕАС, актуальной остается проблема регулирования реимпорта высокотехнологичных товаров с высокой долей интеллектуальной собственности. Аналогичных проблем много, и они нуждаются в незамедлительном решении.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ