Правовая регламентация военной службы: динамика, проблемы, перспективы

Цели и задачи

Цель работы – изучить правовую регламентацию военной службы.

Введение и актуальность


Экономический спад сильно сократил госбюджет, в том числе и бюджет Министерства обороны, который уменьшился с 260 млрд. долл. В 1991 г. до 40 млрд. долл. в 1995 г. Не только финансирование реформ, но и поддержание боеготовности армии оказалось подорвано. Сокращение вооруженных сил в тех условиях оказалось такой же проблемой, как и их содержание, из-за невозможности обеспечить сокращаемых офицеров положенным жильем и денежным довольствием.
В парламенте главенствовали популистски настроенные политические силы. Задавшись целью способствовать созданию армии, необременительной для общества, они вносили изменения в военное законодательство, не согласовывая свои действия с Министерством Обороны. Результат их деятельности – сокращение в 1993 году срока службы до 18 месяцев и введение большого количества отсрочек в законе РФ «О воинской обязанности и военной службе». До 70% юношей призывного возраста получили отсрочки от призыва. Некомплект личного состава стал еще одним фактором падения боеготовности армии. К 1994 году во многих частях офицеры вместо организации боевой учебы вынуждены были выполнять обязанности солдат. Ухудшение условий службы и задержки выплат денежного довольствия приводили к массовому увольнению, прежде всего, молодых офицеров, из армии.
В ноябре 1992 года, в соответствии с планом реформ, было принято постановление о переходе к комплектованию ВС по контракту. Появились соответствующие статьи в Конституции РФ, Законах РФ «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и другие регламентирующие документы. Экономический кризис и безработица создавали для Министерства Обороны хорошую возможность нанимать уже обученных солдат за минимальную оплату. Набор контрактников должен был укрепить боевые части и улучшить имидж вооруженных сил. Однако первые годы набора выявили те же проблемы, с которыми столкнулась армия США в 1970-х годах, а именно: высокий уровень правонарушений среди контрактников. Но если американцам удалось переломить ситуацию, увеличивая денежное содержание и ужесточая отбор, то для России начала 1990-х этот вариант был неосуществим по экономическим причинам. Минобороны оказалось не в силах даже обеспечить всех контрактников обещанными им жильем и льготами, что привело к массовому расторжению контрактов.
В 1995 году из полумиллиона военнослужащих, набранных по контракту, службу продолжали всего 230 тысяч.
Поставленная задача по созданию военных группировок на новых направлениях оказалась невыполненной, так как в период массовой передислокации воинских частей 1989–1993 гг. эти направления были еще не определены, а позднее сокращение финансирования и некомплект личного состава низвел дивизии первого эшелона до уровня кадрированных. Позже военные группировки приходилось создавать уже в ходе конфликтов, стягивая сводные батальоны со всей России. В начале первой и второй «Чеченских» войн отсутствие достаточных сил на месте и нерешительность властей приводили к разрастанию масштабов конфликтов, большим потерям и расходам.
К концу 1995 г. из 4-х запланированных на 1992–1995 годы задач выполненными оказались лишь первые две, связанные с выводом группировок российских войск из-за рубежа и созданием национальных ВС. Инициативы Министерства Обороны, предпринятые в рамках заявленной программы реформ, оказались неосуществимы. В том числе провалилась и попытка перехода на смешанный принцип комплектования.
Российское общество уже в ходе Чеченской войны 1994–1996 гг. могло убедиться в тяжелом положении армии. Военная безопасность страны, к которой все привыкли во времена СССР, за считанные годы перестала существовать. Российские граждане в «горячих точках» теперь подвергались притеснениям вплоть до использования в качестве рабов, как в средние века. Романтические надежды на партнерство с западом рушились из-за приближения военной инфраструктуры НАТО к границам России и готовности этого блока к применению силы за пределами своей ответственности.
Дальнейшее реформирование потребовало более согласованных действий военных и общества.
Экономические возможности государства не позволили перейти на контрактную основу ни в 1990-е годы, ни позже. Проблемы с комплектованием армии заставили руководство страны не только вновь увеличить срок службы до 2-х лет в 1995 году, но и начать наступление на отсрочки. Ощество было обеспокоено состоянием вооруженных сил. Согласно социологическим опросам, к 1998 году количество опрошенных, высказывавшихся за создание армии на контрактных основах, сократилось до 55%. Совершенствование структуры управления, решение социальных проблем военнослужащих и создание частей постоянной готовности в 1998–2008 гг. позволило исправить ситуацию с обороноспособностью страны.
Тем не менее, главный вопрос – вопрос системы комплектования – до сих пор не решен окончательно. Существующая система, – смешанная, она является компромиссом, который позволяет избежать как внутреннего напряжения в результате увеличения сроков призыва и полной отмены отсрочек, так и внешней слабости в результате возможного недобора контрактников. Проблемы, с которыми предстоит столкнуться министерству обороны, трудно будет решить в рамках существующей системы.
Демографический спад, обозначившийся за годы, прошедшие с момента развала СССР, привел к тому, что после 2008 года в стране, несмотря на все сокращения армии, неизбежна нехватка призывников. Согласно данным статистики, с 2008 г.по 2016 г. количество молодых людей, достигших восемнадцатилетнего летнего возраста, сократится с более 1 млн. до 600 тыс. человек соответственно. Это обстоятельство дополняется ухудшением общего уровня здоровья и подготовки призывников в результате развала системы массового спорта, военно-патриотического воспитания и лечебно-оздоровительной работы с юношами допризывных возрастов, существовавшей в СССР. В связи с этим возникает парадоксальная ситуация, когда нехватку призывников должны восполнять контрактники.
Облик российской армии определяется особенностями времени. Современные дорогостоящие вооружения требуют подготовленных военнослужащих. Задачи защиты государственных интересов в локальных конфликтах наиболее эффективно решаются профессиональной армией. Индивидуализм потребительского общества снижает возможности призыва.
Политическое положение, в котором оказалась страна, напоминает ситуацию 20-х годов XX-го века: настороженные отношения с западными государствами, территориальные притязания от дальневосточных соседей, борьба с бандитизмом и терроризмом внутри страны, экономические трудности.

Заключение и вывод


На сегодняшний день, Федеральный закон о воинской обязанности в первую очередь регламентирует порядок проведения мероприятий по призыву граждан в ряды Российской армии. Там чётко прописаны все основные этапы, которые проходят граждане мужского пола, а именно, постановка на учёт, подготовка к военной службе, призыв и прохождение службы в армии, увольнение в запас и возможность призыва служащих запаса на дополнительные военные сборы.
Помимо этого, в данном законопроекте прописаны допустимые способы несения воинской службы, как то: срочная, альтернативная, по контракту.
Согласно статье 3 закона о воинской обязанности правовой основой воинской службы является Конституция Российской Федерации, а также федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Статья 4 прописывает ответственность должностных лиц государственных учреждений за обеспечение своевременной явки граждан в военный комиссариат с целью прохождения воинской службы.
В статье 5 расписаны все необходимые мероприятия, проведение которых способствует обеспечению исполнению воинской обязанности.
6 статья гарантирует возможность получать материальное обеспечение в момент прохождения службы в рядах Российской армии.
В ФЗ о военной службе достаточно много различных статей, регламентирующих правила призыва и несения военной службы. Более подробно остановимся на двух из них, а именно, 51 и 23.
В статье 23 Федерального Закона прописаны основания для освобождения от несения воинской службы. Данное право предоставляется гражданам, признанным медицинской комиссией не годными к службе в армии, служащие или отслужившие в армии, а также те, кто проходил альтернативную службу. Помимо этого, согласно данной статье закона, не будут призваны граждане, имеющие учёные степени, и дети (братья) погибших родственников во время несения службы.
Статья 51 регламентирует законность оснований для увольнения с воинской службы. Причём согласно данной статье, основными поводами для увольнения из рядов Российской армии могут стать следующие показатели: достижение предельно возможного возраста; истечение срока службы по призыву или контракта; в связи с признанием военно-медицинской комиссией негодности к продолжению несения службы; в связи с утратой доверия, либо лишение воинского звания.
Невыполнение условий, прописанных в контракте, тоже влечёт применение статьи 51. При наличии уважительной причины контрактник вправе сам стать инициатором прекращения контрактной службы.
В этих условиях армия все больше приобретает схожесть с системой, введенной в 1926 году. Тогда кроме сокращенной кадровой армии существовали милиционные дивизии, готовившие резервистов на краткосрочных курсах. Современная система комплектования в условиях нехватки призывников становится все более смешанной. Гражданским организациям передан ряд функций снабжения армии. Взят курс на увеличение доли контрактников в войсках и подготовку профессиональных сержантов. При этом сроки службы по призыву остаются неизменными – 12 месяцев, а введенное в 2008 году правило прохождения срочной службы в своем или сопредельном регионе делает службу комфортней.
Этому способствует характерная для современных вооружений высокая мобильность и дальность применения, позволяющая дислоцировать многие воинские части в центральных, а не приграничных регионах страны.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ