Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

В целях обеспечения национальной безопасности приоритет отдается сбалансированной защите индивидуальных интересов. Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 года[4] провозглашает права и свободы человека, честь и достоинство высшей ценностью общества и государства и признает необходимость приведения российского законодательства в соответствие с общепризнанными международными стандартами в области прав и свобод человека. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 года[5]. Права и свободы человека и гражданина также закреплены в Конституции Российской Федерации.
Субъект национальной безопасности — это тот, кто может защитить себя. Основным субъектом национальной безопасности является государство, осуществляющее свои функции в этой области через государственные органы и органы местного самоуправления. Компетенции федеральных органов государственной власти и функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области безопасности определены в главе 2 Федерального закона «О безопасности».
Объекты безопасности могут выступать более или менее субъектами, что является наиболее важной характеристикой по сравнению с объектами безопасности неживого характера. Субъектами обеспечения безопасности являются лица, государственные органы, осознающие возможные опасности, возникающие в жизни общества, и призванные осуществлять деятельность по их предотвращению и ликвидации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О национальной безопасности» основными принципами национальной безопасности являются: уважение и защита прав и свобод человека и гражданина; верховенство закона; последовательность и сложность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами и органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, правовых и иных мер; приоритет профилактических мер; и
Национальная безопасность можно разделить на два типа в зависимости от того, где находится источник опасности: внутренняя и внешняя национальная безопасность. Это разделение основано на территориальных границах между государствами, т.е. подход используется с точки зрения категории деятельности внутри и за пределами государства. Деятельность по обеспечению стабильности государства — внутренняя безопасность; деятельность за пределами государства — внешняя безопасность.
Внешняя и внутренняя безопасность, в свою очередь, имеет подсистемы «вертикального расположения»: внутренняя безопасность — федеральный, региональный, муниципальный уровень; внешняя безопасность — глобальный уровень; региональный уровень; местный уровень. С точки зрения национальной безопасности можно выделить следующие виды национальной безопасности: личная безопасность, общественная безопасность и государственная безопасность. Конституция Российской Федерации предусматривает следующие виды государственной безопасности: «Государственная безопасность» (статья 13); «Безопасность граждан». (Статья 13). (пункт 5 статьи 56), «Общественная безопасность» (пункт 1 статьи 72). Статья 1 Федерального закона «О государственной безопасности» включает в себя государственную, общественную и личную безопасность.
Система национальной безопасности (СНБ) — это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз; СНБ — это организационная система учреждений, сил, средств, различных организаций и граждан, призванная обеспечить национальную безопасность. Система национальной безопасности представляет собой совокупность элементов, которые сами по себе представляют относительно независимые и самостоятельно разработанные системы: угрозы национальной безопасности; национальные интересы.
Основу Государственной службы национальной безопасности составляют законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Они принимают политические, правовые, организационные, экономические, военные и другие меры по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Граждане, гражданское общество и другие организации и объединения также являются субъектами безопасности, имеющими право и обязанность участвовать в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2 Характеристика правовых основ обеспечения национальной безопасности России

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ