Право частой собственности граждан

Еще в дореволюционной цивилистической доктрине указывалось, что в России существует особенность в развитии понятия права собственности, многие исследователи отмечали, что русская правовая мысль, характеризуя понятие права собственности, определяет приоритет публичного интереса в отношении владения, пользования и распоряжения социальными благами.
В настоящее время в научных кругах идут дискуссии по вопросу о том, являются ли формы собственности юридическими категориями или они относятся только к экономическим категориям, стоит ли разделять единую собственность на частную и публичную, ведь та и другая обладает одним содержанием и одинаковыми правомочиями. Я поддерживаю мнение авторов, считающих, что разные формы собственности являются разными правовыми институтами и различаются они не только по субъекту. Законодателем проводятся различия в содержании права собственности в зависимости от ее формы. Поэтому, разные формы собственности не могут быть равны или не равны друг другу, они различны как в гражданско-правовом, так и в конституционно-правовом смысле. Законодательством предоставляется равная защита всех форм собственности, но обеспечить равенство всех форм собственности в юридическом смысле невозможно.
Публичная собственность обладает особенностями, присущими только этой форме:
Главная особенность публичной собственности – ее публичная направленность, т.е. она призвана обеспечивать решение публично-правовых задач и функций государства и муниципальных образований.
Особенностью публичной собственности являются специальные основания возникновения и прекращения права государственной и муниципальной собственности к которым относятся: а) реквизиция (ст.242 ГК РФ), б) конфискация (ст.243 ГК РФ), в) приватизация (ст.217 ГК РФ), г) обращение имущества в доход государства (ст.169, п.2 ст.179 ГК РФ) и др.
С экономической точки зрения публичную собственность можно рассматривать как имущественную базу публичной власти. Так, ст. 214 ГК РФ государственной собственностью признает имущество, находящееся в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако, это очень узкое понимание изучаемого явления. Важно выделить понятие публичной собственности в отдельную, самостоятельную правовую категорию и дать ей общее определение. Связано это с рядом причин:
с необходимостью создания эффективного механизма защиты объектов публичной собственности, в целях устранения нарушений со стороны государственных и муниципальных органов власти;
с обеспечением экономического суверенитета РФ в условиях глобализации, сдерживания экспансии транснациональных корпораций;
с появлением наднациональной публичной собственности и наднациональных центров управления ею, что создает необходимость защитить интересы национальной собственности.
Рассмотрим, встречающиеся в юридической литературе определения публичной собственности. Исследователи зарубежных стран дают понятие публичной собственности, как совокупность природных и имущественных объектов, находящихся в общедоступном, публичном пользовании всего общества и граждан (1). Иногда объектам публичной собственности дают определение, как особым, общественно значимым для всего населения и общества материальным объектам (2). А некоторые российские исследователи формулируют определение публичной собственности как объекта народного (национального) законодательства (3). В статье «Публичная собственность в Российской Федерации: понятие и формы» авторы М. В. Рыбкина М.В и А. Г. Каюмова в опровержении и уточнении этих подходов указывают, что если собственность рассматривать как «совокупность объектов» это ограничивает ее правовую природу и содержание. Второе определение больше подходит к понятию объекта «народного достояния», которое выступает специфическим объектом только публичной собственности. А если публичную собственность рассматривать как объект народного (национального) законодательства это не отразит всю особенность публичной собственности, кроме того объекты национального законодательства являются самостоятельными объектами исследования в научной доктрине. По мнению авторов этой статьи, понятие публичной собственности следует рассматривать не только с позиции гражданского права, но и с точки зрения норм конституционного, административного, уголовного права. Отношения в области публичной собственности носят комплексный, межотраслевой характер (частно-публичный), это определяет и особенности их правового регулирования.
Исходя из вышеизложенного, можно дать определение праву публичной собственности как комплексному институту гражданского права, который регулируется нормами публичного и частного права и представляющего собой имущественные отношения публичного субъекта к любым материальным благам, в т.ч. и к исключительным объектам публичной собственности, в содержание которого входят права владения, пользования, распоряжения, контроля и управления как особого правомочия публичного собственника.
Как видно, на основании изученного материала, частная собственность граждан и юридических лиц нередко противопоставляется публичной собственности. Деление собственности на частную и публичную, обусловлено отечественными научными традициями в гражданском праве. Однако в теории гражданского права существуют мнения (которые я поддерживаю) согласно которым частная и публичная собственность не должны противопоставляться, это то же самое, что противопоставлять частное и публичное в гражданском праве в целом. Наоборот, взаимодействие и взаимопроникновение обоих форм собственности обеспечивают наиболее сбалансированное экономическое состояние и развитие любого общества, в то время как «крен» в любую сторону чреват опасностью для гражданского законодательства в целом.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ