Право лесопользования и его виды

Цели и задачи

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ информации по нормативно-правовой базе права лесопользования.

Введение и актуальность


В лесах всех рассмотренных групп могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почвозащитные участки вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов, места распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и др.).
 

1.2. Содержание права лесопользования

Право лесопользования это совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений по использованию лесов, устанавливающих условия и порядок многоцелевого использования, сохранения и восстановления лесной среды, права и обязанности лесопользователей исходя из интересов общества. Право лесопользования можно определить и как совокупность правовых норм, регулирующих право на извлечение полезных веществ леса и других его полезных свойств (например, рубка древесины, заготовка живицы и т.д.).
Лесопользование осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:
обеспечения непрерывного, неистощительного и рационального использования лесов для удовлетворения потребностей офаслей экономики, юридических и физических лиц в лесных ресурсах;
сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций лесов в целях охраны здоровья населения и улучшения состояния окружающей среды;
обеспечения условий для воспроизводства лесов;
платности лесопользования (за исключением случаев, оговоренных Лесным кодексом);
соблюдения научно обоснованных норм лесопользования, исключающих переруб расчетной лесосеки.
Право пользования участками государственного лесного фонда возникает на основании решений органов государственного управления, в компетенцию которых входит принятие таких решений, договора аренды участка государственного лесного фонда, договора безвозмездного пользования участками государственного лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета.
Право пользования участками государственного лесного фонда может быть ограничено или приостановлено в той мере, в какой это необходимо для обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны окружающей среды и здоровья населения, историко-культурного и природного наследия, прав и законных интересов граждан.
Лесное законодательство закрепляет, что субъектами права лесопользования могут быть юридические и физические лица.
Лесное законодательство предусматривает следующие виды лесопользования в государственном лесном фонде:
заготовка древесины;
заготовка живицы;
заготовка второстепенных лесных материалов (пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки и т.п.);
побочное лесопользование (заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной под стилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается Минлесхозом по согласованию с Минприроды);
пользование участками государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
пользование участками государственного лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных целях.
Как и право природопользования в целом, различают общее лесопользование и специальное.
Формы и содержание права собственности на леса в РФ определяются Конституцией РФ, Лесным кодексом РФ, гражданским и земельным законодательством. Необходимо иметь в виду, что владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в него лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса (ст. 18 ЛК РФ), то есть с учетом особенностей леса как природного объекта, отличного от обычных объектов права собственности.
Леса РФ являются государственной собственностью. В соответствии со ст. 19 ЛК РФ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Однако законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.
Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений (городские леса), устанавливаются специальным федеральным законом.
Древесно-кустарниковая растительность, которая не признается лесом, может находиться в частной собственности граждан и юридических лиц, если она расположена на земельных участках, принадлежащих этим субъектам на праве собственности.
Правовой режим древесно-кустарниковой растительности различен в зависимости от условий ее появления на земельных участках. Если это произошло в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после его передачи в собственность гражданина или юридического лица, то владение, пользование и распоряжение ею собственник осуществляет по своему усмотрению. В других случаях правомочия собственником должны осуществляться в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства о растительном мире (ст. 20 ЛК РФ).
Лесной фонд изъят из гражданского оборота. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, запрещены.
Сделки с правами пользования участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством РФ, а в части, не урегулированной им, гражданским законодательством.
Древесно-кустарниковая растительность может быть предметом гражданско-правовых сделок как принадлежность земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, и переходит от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством.

Заключение и вывод


Право лесопользования является важным институтом лесного права, нормами которого регулируются условия и порядок многоцелевого рационального использования, воспроизводства и охраны лесов, ведение лесного хозяйства, права и обязанности лесопользователей.
Право общего использования лесных ресурсов осуществляют граждане в лесах государственной и коммунальной собственности, а также с согласия собственника в лесах частной собственности, имеют право свободно пребывать в лесах, безвозмездно, без выдачи специального разрешения собирать для собственного потребления дикорастущие травяные растения, цветы, ягоды, орехи, грибы и т.д., кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.
Ограничение права общего лесопользования могут осуществляться: по способам природопользования (например, способами, наносящих ущерб воспроизводству природных ресурсов), по видам (например, запрет выпаса скота, охоты, рыболовства и т.д.), по срокам (в определенный период года, в период гнездования птиц, в ночное время и т.д.).
В порядке специального использования природных ресурсов гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям предоставляются во владение, пользование или аренду природные ресурсы на основании специальных разрешений (лесорубочного билета (ордера) или лесного билета), зарегистрированных в установленном порядке, за плату для осуществления производственной и иной деятельности. На отведенных участках лесного фонда могут использоваться только те лесные ресурсы, на которые выданы специальное разрешение.
В свою очередь виды специального права лесопользования по целевому назначению можно разделить на:
использование древесных ресурсов леса - заготовка древесины, заготовка живицы, заготовка второстепенных лесных материалов (пней, луба, коры и т.д.);
побочные лесные пользования - сенокошение, выпаса скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод, лекарственных растений и технического сырья;
использования лесов для воспроизводства ресурсов животного происхождения, пользования лесом для нужд охотничьего хозяйства;
пользование лесом в научно-исследовательских целях;
пользование лесом в культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целях.
Среди оснований прекращения права лесопользования необходимо также различать правомерные и противоправные юридические факты.
К правомерным, например, следует отнести: окончание срока лесопользования; добровольном отказе от лесопользования; замену лесосек или площадей лесных пользований. Противоправными юридическими фактами, как основаниями для прекращения права лесопользования, признаются: осуществление лесных пользований не в соответствии с требованиями, предусмотренными в разрешении; систематическое невнесение в установленные сроки платы за специальное использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда и некоторые другие.
Прекращение права специального использования лесных ресурсов осуществляется в форме отмены выданного разрешения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ