Права коренных народов в международном праве

Цели и задачи

Цель исследования - выяснить конституционно-правовой статус коренного народа в качестве субъекта конституционного права Российской Федерации, разработка защитного механизма их прав, зависимо от особенностей этнического и правового положения каждого такого народа.

Введение и актуальность


И, последнее, это желание сохранить свою землю и этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего существования. То же самое относится и к коренным народам, занимающимся охотой, рыболовством, собирательством и находящимся в прямой зависимости от окружающей природной среды, или от ареала их обитания и природных ресурсов, как говорится в документах Всемирного банка. Этот признак нельзя рассматривать как определяющий коренные народы в общем, однако, он позволяет нам также выделить отдельную категорию в числе коренных народов и направить усилия государств на защиту окружающей среды.
Таким образом, понятие «коренной народ» является слишком широким, и назрела необходимость вычленить из него несколько разновидностей коренных народов. Что касается определения «коренного населения» в Конвенции МОТ № 107, оно, на наш взгляд, не отвечает характеру современного международного права, так как носит дискриминационный характер и, соответственно, не должно приниматься во внимание при попытке дать определение понятию «коренной народ». Во внутреннем же законодательстве различных государств, при определении коренных народов, акцент, как правило, делается на национальной принадлежности индивидов к определенным народам или племенам, признанным правительством того или иного государства.

Заключение и вывод

Конституция РФ 1993 года определяет коренные народы, как самостоятельный субъект права, и гарантирует им права, соответствующие общепризнанным принципам и нормам международного права и международными договорами РФ (ст.69). При этом она позволяет Российской Федерации и другим ее субъектам защищать свою среду обитания и образ жизни этнических общностей (п.м ч.1 ст. 72). Данные конституционные нормы создают серьезные предпосылки для защиты прав коренных народов, а так же развития своего законодательства.
Правовая система России сложно приняла досоветский, советский и международный опыт в сфере определения статуса коренных народов. Вследствие особенного национально-территориального характера Российской Федерации, ее конституционно-правовая доктрина признает наличие у коренных народов определенного суверенитета и дает условие малочисленности коренного этноса, с целью признания его определенного статуса. Россия передает отдельную часть своих полномочий, касательно урегулирования соответствующим субъектам федерации, а так же признает возможность национального самоуправления коренных народов.
Коренные народы Российской Федерации могут пользоваться на льготных основаниях территориями их проживания и на культурно-национальную обособленность, в первую очередь - персональную. На сегодняшний день в правовой доктрине Российской Федерации можно отследить тенденцию к уравниванию правового статуса коренных народов Сибири, Севера, Дальнего Востока, Европейской России и Северного Кавказа. Централизация национальных общин со своим особым правовым статусом и коллективной собственностью коренных народов на религиозные, культурные и социально-традиционные объекты, законно определяет как список коренных народов, так и областей их традиционного проживания является позитивными чертами конституционно-правового опыта Российской Федерации.
На сегодняшний день конституционное право России претерпевает создание нового института – коренных народов России, который является отделенным не только от конституционно-правового института национальных меньшинств, но и от международно-правового института "народов", но не имеет совпадений с международно-правовым институтом коренных народов, а так же с государственным правовым институтом высланных народов.
Введение в конституционное право Российской Федерации института коренных народов имеет прямую связь с принятием нового Закона 1993 года. Использование данного правового термина в Конституции РФ ранее было связано с этнополитической структурой народа, фактическое содержание которой имело влияние на правовую доктрину участников конституционного процесса.
Правовая доктрина Российской Федерации, на сегодняшний день, не имеет общепризнанного понимания статуса коренных народов и их перечень, а также перечень их общих прав, которые предлагается назвать этническими. Учитывая то, что в результате исследования описан полный перечень этносов, которые считаются коренными народами, предложено такое определение. Решение правовых проблем обозначенных выше этносов на сегодняшний день реализуется через принятие подзаконных актов, касательно урегулирования определенных проблем в вопросах коренных народов и существующего законодательства. При этом их конституционно-правовой статус, соответственно подзаконным актам де-факто имеет отличности от положения национальных меньшинств. В это же время Российская Федерация берет участие в разработке международно-правовых актов в сфере обеспечения прав коренных народов. Такая ситуация требует срочного решения вопроса конституционно-правового статуса коренных народов, через принятие определенных законодательных актов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ