Круг чтения младшего подростка и способы расширения читательского кругозора школьника

Школьник подросткового возраста – это субъект, воспринимающий весь окружающий мир через призму «я». Соответственно, художественное произведение воспринимается им так же. Несмотря на то, что восприятие произведения, ситуаций, характера и поступков главного героя становится глубже, нежели в предыдущем возрастном формировании, оно начинает преломляться подростком через призму собственных личных переживаний и состояний. Наиболее интересными для подростков становятся поступки героя и их мотивация. В классификации уровней читательского восприятия по В.А. Доманскому читатель-подросток переходит от низшего (сюжетно-событийного) к среднему (образно-аналитическому) уровню [2].
Подростковое детство обладает «большой восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях» [11, с. 109].
Следующая характеристика возраста, значимая для нашего исследования, — потребность к сопричастности. В.В. Давыдов даже обозначает социальную активность подростка как важнейший фактор развития его личности. По его словам, именно в этом возрасте «закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности» [11, с. 102].
Подростки испытывают потребность в самоидентификации через принадлежность определённой социальной группе. Им необходимо общение со сверстниками, а «основное содержание общения подростков – поиск взаимопонимания, взаимодействия» [5, с. 70]. Становятся важными такие явления как «престиж в глазах сверстников», их же мнение для подростка наиболее авторитетно. А это значит, что и круг чтения подростки этого возраста станут подбирать, ориентируясь преимущественно на мнения и отзывы сверстников.
Следующая значимая для нас характеристика подросткового детства — «решающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей» [5, с. 68].Несмотря на то, что подростки уже ориентируются не столько на авторитет учителя, сколько на авторитет сверстников, педагоги формируют познавательную и социально-психологическую среду, в которой оказывается подросток, таким образом, продолжая влиять на него.
Как мы видим, подростковый возраст — возраст кризисный, поскольку происходящая в этот период смена ценностных, личностных, социальных и других парадигм проявляется в поведении подростка и осложняет его общение с педагогом и обучение. Причины кризисности подросткового возраста разными учёными описываются по-разному. С. Холл и З. Фрейд видели в подростковом кризисе причины исключительно биологического характера, в то время как Л.С. Выготский считал, что причина не только в преобразовании подросткового организма, но и в рассогласованности созревания тела, созревания сознания и социального формирования [12].
В.В. Давыдов описывает смену типа взаимоотношений ребенка и взрослого в этот период. У подростка обостряется чувство собственного достоинства, он не терпит нарушения своих свобод и своих личных границ. В особенности со стороны взрослых, с которыми в этот период у него устанавливается негласная конфронтация. Вследствие этого характер общения педагога и подростка должен быть изменён для предотвращения конфликтов и достижения взаимопонимания на занятиях, необходимого для качественного учебного процесса. Д.Б. Эльконин считал, что «кризис появляется тогда, когда взрослые не меняют своего поведения в ответ на появление у подростков стремления к новым формам взаимоотношений с родителями и учителями» [12].
Одним из симптомов подросткового кризиса является снижение продуктивности, и в школьном обучении в том числе. Это связано не с ленью и не с плохим самочувствием, которое, в свою очередь, также является следствием перестройки и активного роста всего организма. Подросток входит в мир абстрактных понятий, глубоких психологических и философских вопросов. Его мышление становится более критичным, оно требует доказательств и аргументов.
Вторым симптомом кризиса становится подростковый негативизм. Подросток становится враждебным, агрессивным, склонным к ссорам и нарушениям дисциплины. Таким образом подросток пытается доказать свою самостоятельность и независимость, коим в этом возрасте придаётся крайне важное значение, но, несмотря на этом, подсознательно он ждёт от взрослых внимания и защиты. Бунтуя, он хранит в себе детскую надежду, что взрослые помогут ему в этом трудном состоянии, уберегут от рискованных шагов и последствий.
Как и любой кризисный период, подростковый кризис знаменует собой глобальную смену мировоззрения человека. То, что будет сопровождать человека в этот период, скажется на всей его дальнейшей жизни, будь то человек, увлечение или искусство. Роль искусства в развитии личности подростка этого возраста описывается В.В. Давыдовым с особенным вниманием [11, с. 123]. По его словам, «книга становится субъективно необходимой для подавляющего числа ребят» в частности потому, что задаёт определённые нравственные и ценностные ориентиры, которые становятся основой для становления личности подрастающего человека. К тому же, книга является источником опыта, который может быть в силу разных причин недоступен для подростка, поскольку в художественной литературе проигрываются самые разнообразные ситуации социального взаимодействия, приводится рефлексия персонажей и их становление, что обрисовывает возможные векторы становления и для подростка.
Подростковый возраст становится своеобразной «точной бифуркации» для человека, тем этапом жизни, когда формируется самосознание личности, происходит становление морали, методом проб и ошибок вырабатываются поведенческие нормы и основы социального взаимодействия. Крайне важно для педагога осознавать изменения, происходящие с подростком в этот период, адекватно реагировать на них, направлять и поддерживать подростка. Круг читательских предпочтений, которым будет руководствоваться подросток в этот период, окажет влияние на его личность и, соответственно, на всю дальнейшую жизнь.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ