Формы работы учащихся на уроке

Цели и задачи

Целью исследования является анализ форм работы обучающихся на уроке.

Введение и актуальность


Коллективная деятельность на уроке достаточно часто используется в школьной практике. Она пользуется популярностью не только среди учителей, но и вызывает интерес к творческому процессу у учащихся. Совместная деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить успехи других.
Было выявлено, что преподавателями коллективная деятельность определяется как равноправное личностное взаимодействие общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализации творческого потенциала и комфортности [12].
Под коллективной формой обучения подразумевается работа учащихся, при которой каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом образовательного коллектива. Если такие учебные занятия проходят в классе, то это значит, что каждый ученик по очереди вступает в содержательное общение со всеми своими одноклассниками, являясь то их учеником, обучаемым, то их учителем, т. е. обучающим; коллектив (т.е. все) обучает каждого и каждый обучает всех. Поэтому такая форма названа коллективной формой организации процесса обучения (КФО)
Коллективный способ обучения включает четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Ведущая – коллективная организационная форма [6].
Каждый способ осуществляется на основе реализации своих принципов. Принципы коллективных способов обучения разработаны В.К. Дьяченко.
Согласно теории В.К. Дьяченко в основу коллективного способа обучения (КСО) должны быть положены восемь принципов (См.Прилож.2).
По мнению Дьяченко, коллективное обучение - это это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена, и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе.
Коллективная работа, по утверждению Х.Й.Лийметса, возникает только на базе дифференцированной групповой работы, т.е на базе разделения и распределения обязанностей.
При этом она приобретает следующие признаки:
класс осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;
организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством учителя;
действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;
есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.
При организации коллективных занятий важно учитывать ряд специфических особенностей:
каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя».
ближайшая цель каждого участника занятий и «ученика» и «учителя» – учить всему тому, что он знает или изучает сам.
деятельность каждого участника занятий имеет отчетливо общественно полезную краску, так как он не только учится, но и постоянно отучает других.
основной принцип работы–все по очереди учат каждого и каждый всех.
каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе.
Отметим, что обучение в группах постоянного состава и обучение в группах сменного состава, взаимосвязано друг с другом, так как в обеих формах происходит общее развитие личности ребенка, учащиеся сотрудничают друг с другом, самостоятельно ставят задачи, планируют действия, отыскивают новые, объективные способы в различных вариантах. Существенным фактором развития в учебной деятельности младших школьников является взаимодействия самих детей. Однако учебное сотрудничество в современной школе часто отодвигается на второй план. В результате реализуется лишь часть возможностей развития ребенка.
Поэтому рекомендуется использовать коллективную форму организации учебно-воспитательного процесса, так как она строится на сотрудничестве и взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности.
Использование коллективной формы организации на уроках дает возможность продвигаться каждому ученику в индивидуальном темпе, способствует проявлению и развитию способностей каждого ребенка. Все это еще раз подтверждает тесную взаимосвязь развивающего обучения с коллективной формой организации учебно-воспитательного процесса.
В классе урок остается основной формой организации обучения, сохраняются домашние задания, но носят разнообразный, часто индивидуальный характер (индивидуальные карточки-задания), это снижает возможность перегрузки учащихся. Урок, благодаря старанию учителя, богатому содержанию, сочетанию различных форм работы учащихся, характеру взаимоотношений между учителем и учащимся, приобретает черты нестандартности, мобильности [10].
Привычка к коллективному труду возникает не спонтанно, не приходит сама собою с возрастом учащихся. Формирование навыков коллективного труда требует систематической и целенаправленной организации учебной работы на коллективных началах. При этом очень важно, чтобы коллективная деятельность с самого начала приносила учащимся эмоциональное удовлетворение от самого факта участия в общей работе на уроке.
Благодаря коллективной работе ученики умеют:
формулировать свою точку зрения;
выяснять точки зрения своих партнеров;
обнаруживать разницу точек зрения;
пытаются разрешить разногласия с помощью логических аргументов.
Коллективные занятия помогают слить обучение, воспитание, и развитие в единый процесс, в котором решаются такие задачи, которые сейчас волнуют учителей: как можно учить детей без двоек, без принуждения, как развить у них достаточный интерес к знаниям, потребность в их самодеятельном поиске, как сделать учение радостным.
Работа учащихся в группах помогает раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке, создать благоприятные условия для их созревания и развития.
При коллективной форме организации учебно-воспитательного процесса эффективнее происходит общее развитие личности: формируется познавательная самостоятельность, воля, внимание, наблюдательность, различные виды памяти, воображение.

Заключение и вывод

Подводя итоги работы отметим, что существуют следующие формы организации урока: фронтальная, коллективная, групповая (парная), индивидуальная.
Для учителей начальных классов по использованию групповой формы организации учебно-воспитательного процесса разработаны следующие методические рекомендации.
1. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не ставить детям, работавшим вместе, разных оценок.
2. Групповая работа требует перестановки парт. Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы четверками, шестерками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга.
Дети смогут сами подготовить класс к работе по составленному плану расстановки парт, если их с первых дней в школе приучать ориентироваться в плане класса, находить свое место, место любого другого ученика.
5. При организации групповой работы необходимо учитывать противопоказания:
1) недопустима пара из двух «слабых» обучающихся ;
2) детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (на следующем уроке стоит предложить им вновь работать вместе);
3) если кто-то пожелал работать в одиночку, учителю следует разрешить учащемуся отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовлетворения ни в индивидуальных, ни, тем более, в публичных оценках;
4) нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, разговорами в полный голос.
Таким образом, цель исследования – анализ форм работы обучающихся на уроке – достигнута.
Задачи: рассмотреть основные формы работы обучающихся на уроке; проанализировать индивидуальную работу и её использование в процессе развития познавательной активности младшего школьника; дать характеристику групповой формы обучения – решены.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ