изучение особенностей и методов формирования и развития музыкально-эстетических вкусов школьников

Цели и задачи

Цель работы – изучение особенностей и методов формирования и развития музыкально-эстетических вкусов школьников.

Введение и актуальность


Осуществляя музыкально-эстетическое воспитание, важно четко определить педагогические условия, при которых поставленная задача решается успешно. На основе изучения специальной литературы и опыта передовых учителей музыки можно определить основные педагогические условия, способствующие успешному формированию музыкально-эстетической культуры школьников:
- целенаправленность урока (в плане эстетического воспитания);
- четкая структура урока в соответствии с изучаемым материалом;
- правильный отбор художественного материала и соответствующих ему методов, приемов обучения;
- знание учителем специфической особенности каждого класса, каждого ученика (имеется в виду организованность детского коллектива, певческие особенности учащихся, способности их музыкального восприятия и т.д.);
- специальная направленность работы учителя музыки на уроке, предусматривающая формирование музыкально-эстетической культуры;
- непрерывность и систематичность работы учителя в соответствии с поставленной целью;
- создание необходимой психологической ситуации в течение всего урока и особенно при знакомстве с новым произведением;
- активизация в момент восприятия внимания, чувств и переживаний эстетического характера;
- эстетическая образованность, психолого-педагогическая и методическая подготовленность самого учителя музыки, систематичность его работы в эстетической деятельности учащихся;
- влияние эстетических интересов родителей на детей;
- влияние радио, телевизионных передач на развитие эстетических чувств и формирование эстетических вкусов учащихся.
Два последних условия, хотя и не имеют на первый взгляд, непосредственного, прямого отношения к урокам музыки, но, как показала практика, косвенно влияют на отношение учащихся к музыке, урокам в целом, отдельным музыкальным произведениям, композиторам, исполнителям.
Одним из важных педагогических условий формирования музыкально-эстетической культуры учащихся является творческое ведение урока, которое предполагает научность изложения художественного материала, идейно-нравственную направленность, непосредственную связь искусства с жизнью, использование конкретных приемов и фактов с целью понимания сущности и содержания музыкального искусства, его выразительных средств, обеспечение учителем межпредметных связей, строгий учет практических знаний и опыта как всего класса, так и отдельных учащихся.
Следует отметить, что в музыкально-эстетическом воспитании большое значение имеет атмосфера, в которой проходят занятия. Она должна быть творческой, спокойной, непринужденной, доверительной между учителем и учащимися.
Выводы по первой главе
Одним из главных элементов развития музыкально-эстетической культуры является формирование музыкально-эстетического вкуса.
Музыкально-эстетический вкус является одним из показателей уровня эстетического развития личности.
Музыкально-эстетический вкус – это способность личности к выбору музыкальных ценностей, который проявляется в индивидуальной оценке эстетических качеств музыкального объекта, обусловленной диалектическим сочетанием субъективной его оценки с общественной.
Формирование личностного музыкально-эстетического вкуса имеет определенные объективные и субъективные закономерности. Во-первых, на развитие вкуса влияет конкретная социально-историческая среда, во-вторых, он обусловлен специфическим психофизиологическим развитием человека как биологического существа, в-третьих, зависит от культурного развития самой личности.
Одним из важных педагогических условий формирования музыкально-эстетической культуры учащихся является творческое ведение урока, а также спокойная и непринужденная атмосфера, в которой проходят занятия.

Заключение и вывод


Фундамент личности, как известно, закладывается в детстве. Однако не каждый ребенок способен самостоятельно заметить прекрасное в окружающей среде и еще меньшее количество может переживать эстетическое наслаждение, оценить произведение искусства. Именно поэтому детям необходимо помочь научиться замечать и видеть, слушать и слышать, и, что самое главное – радоваться красоте. А для этого необходима целенаправленная система соответствующей, педагогической работы в школах с целью формированию у школьников музыкально-эстетического вкуса.
Музыкально-эстетический вкус – это способность личности к выбору музыкальных ценностей, который проявляется в индивидуальной оценке эстетических качеств музыкального объекта, обусловленной диалектическим сочетанием субъективной его оценки с общественной.
Формирование личностного музыкально-эстетического вкуса имеет определенные объективные и субъективные закономерности. Во-первых, на развитие вкуса влияет конкретная социально-историческая среда, во-вторых, он обусловлен специфическим психофизиологическим развитием человека как биологического существа, в-третьих, зависит от культурного развития самой личности.
Одним из важных педагогических условий формирования музыкально-эстетической культуры учащихся является творческое ведение урока, а также спокойная и непринужденная атмосфера, в которой проходят занятия.
В работе были изучены и предложены основные методы и формы развития музыкально-эстетической культуры школьников, показана роль игровых методик и уроков музыки в формировании и развитии музыкально-эстетического вкуса школьников.
Таким образом, можно сказать, что заявленные цели и задачи работы были выполнены.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ