Понятие социальной ответственности гос-ва. Индикаторы оценки социальной ответственности современного гос-ва.

Анализ первого основания предполагает определение места главной конституционной ценности (права и свободы человека) при осуществлении полномочий государства в экономической сфере. Человек, его права и свободы в иерархии конституционных ценностей стоят на первом месте; на это неоднократно обращал внимание и Конституционный Суд РФ в своих постановлениях. Принцип социального государства обладает высшей степенью нормативной обобщенности и в силу этого оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений, в том числе и на экономическую.
Второе основание обусловлено необходимостью характеризовать «конституционные условия» самой сферы экономических отношений. Место государства в экономике предопределяется закрепленной в Конституции моделью либеральной рыночной экономики, которая выражается в принципах: единства экономического пространства (ч. 1 ст. 8); свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8); разграничения предметов ведения в области экономических отношений между федеральными и региональными органами власти (ст. 70, 71) и др. Приведенные выше принципы подробно исследованы в конституционно-правовой науке.
Третье основание обусловлено тем, что в современную эпоху глобализации, в условиях, когда миру угрожают разные природные и техногенные катастрофы, поведение всех и каждого определяет судьбу мирового сообщества.
Все три основания конституционно предопределяют складывающийся в правовом, эмпирическом и научном поле принцип эффективности социального государства. Рассмотрим составляющие данного принципа — «социальное» и «эффективное».
Конституционный Суд РФ в двадцати трех своих решениях использует термин социально ориентированной рыночной экономики. Он соотносит ее с конституционными ценностями социального, правового государства, в котором гарантируются социально-экономические права человека. Те выводы, которые сделаны Судом в этих решениях, позволяют заключить, что социально ориентированная экономика — это идеальная целевая модель хозяйствования, предусматривающая, что государство обеспечивает такое взаимодействие между собой, отдельными гражданами и организациями, при котором создаваемые материальные блага распределяются с учетом основных конституционных ценностей — достойной жизни и свободного развития человека, защиты равным образом всех форм собственности, свободы экономической деятельности, защиты конкуренции, поддержки социально незащищенных слоев населения, охраны окружающей среды.
В свою очередь, концепция эффективного государства активно развивается представителями экономической науки. Теория эффективного государства или нового публичного управления «governance» основана на подчеркивании горизонтальных, а не вертикальных связей между властью, гражданским обществом и бизнесом, на широком сотрудничестве для достижения общеполезных целей. В правовой литературе об эффективном государстве немного упоминаний, целостной концепции на сегодня нет.
Термин «эффективность» выражается в соотношении результата от какого-либо мероприятия и затрат на его осуществление и в общем виде определяется через термин «действенный», т.е. позволяющий затратить меньшее количество ресурсов для получения необходимого результата (экономического блага).
В законодательстве принцип эффективности также используется. Во-первых, как принцип деятельности и организации исполнительной власти. В 2006 г. в Федеральный закон N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» была введена ст. 26.3.2 «Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации». Аналогичные акты приняты в отношении органов местного самоуправления.
Предлагается выделить восемь основных факторов эффективности социального государства: экономический, фактор публичного сектора, энергетический, демографический, экологический, инновационный, социальный, общественного мнения. Показателей каждого направления может быть несколько, главное — определить функциональную формулу, которая позволит привести эти показатели к единой интегрированной цифре. Последняя и должна участвовать непосредственно в построении модели, отражающей степень эффективности государства.
У каждого из предложенных факторов эффективности социального государства свой набор показателей. Экономический фактор отражает уровень экономического роста в стране на конкретном этапе. Фактор публичного сектора учитывает оценку эффективности работы государственных предприятий, использования государственной собственности (такие показатели, как максимизация объема продаж, максимизация темпов роста реальных активов, совокупная производительность труда). Демографический фактор должен отражать результаты проведения демографической политики (к показателям этого фактора относятся увеличение/сокращение численности населения, средняя продолжительность жизни, уровень смертности) и т.д.
Итак, исходя из выводов экономистов о комплексном характере эффективного государства, а также методологии конституционной экономики (основанной на применении для конституционных исследований экономико-математических моделей), предлагается создание модели эффективности социального государства. Она может быть представлена в виде диаграммы с отметками целевых (идеальных для рассматриваемого периода) значений, фактических значений и величины отклонения (См. Приложение №1 – рис.1).

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ