Особенности и этапы развития таможенного дела в советской России

Итак, таможни первого разряда формировались при железнодорожных станциях и в портах с масштабным грузовым оборотом. Таможни второго разряда формировались прежде всего на шоссейных дорогах и в малых водных портах. Таможни третьего разряда образовывались на грунтовых дорогах. В отдаленных от таможен пунктах в качестве их действующих филиалов в условиях необходимости открывались государственные таможенные посты.
Также, таможенные посты производили пропуск через границу пассажиров с ручным багажом, межгосударственных почтовых отправлений. Таможни третьего разряда оформляли и контролировали ввозимые в государство и вывозимые из него грузы, если это не требовало особой технологической экспертизы. Таможни первого а также второго разрядов производили все виды таможенного оформления и надзора. Руководство таможенными образованиями производили управляющие.
К тому же при них функционировали рабочие структуры – технические совещания, в ряд их входили помощники управляющих и инспекторы. Техническое совещание было неким консультативным органом, тогда как всю ответственность за функциональность таможни (отделения ГТУ, инспекторского управления таможенного поста) возлагал на себя управляющий.
Отметим, что в 20-е годы контрабандная продукция накрыла не только рынки приграничных районов, но также и проникли вглубь государства. Устав функционировал в течении четырех лет и в последствии был заменен первым Таможенным кодексом СССР, установленным в декабре 1928 г., он утвердил в качестве основной задачи и функции таможенной службы надзор за соблюдением монополии государства на внешнюю торговлю.
Также, таможенная служба не избежала различных преобразований и сокращений штатной численности.
Структура таможенных органов, сформировавшаяся во второй половине 30-х годов и получившая правовое закрепление в Таможенном кодексе 1964 года, с весьма набольшими изменениями действовала вплоть до середины 80-х годов.
Руководство таможенным делом на территории СССР было определено непосредственно к ведению Министерства внешней торговли и производилось прежде всего через входящее в его состав Основное таможенное управление. В ряде функций таможенных образований выделялись контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, осуществление таможенных операций и борьба с незаконной контрабандой.В русле данных направлений в дальнейшем усовершенствовалась нормативно-юридическая база функциональности таможенных образований.
Также, усилилась административная ответственность за незаконную контрабанду валюты а также валютных ценностей (1971 г.), исполнены мероприятия касающиеся недопущения неправомерного вывоза из государства национальных ценностей (1976 г.), выработаны принципиально новые правила таможенного контроля за вещами субъектами, которые пересекают государственную границу СССР (1977г.).
Таможенная служба своевременно реагировала на ослабление напряженности в мире в 50 — 60-е годы, разрядку в межгосударственных отношениях, которая пробивала дорогу в 70 — 80-е годы. В первую очередь в силу того, что они адекватно воздействовали на развитие внешнеэкономического оборота, национальных, государственных связей Советского Союза с иностранными государствами. Среднегодовая динамика прироста оборота внешней экономической торговли СССР ровнялась: в 1961 -1970 гг. -8,2%; в 1971 -1989 гг. -15,6%. Все время увеличивалось количество торговых партнеров СССР. В 1982г. их было более 140 государств мира.Одним из преимущественных ориентиров внешне рыночной и торгово-тарифной политики СССР являлось взаимное сотрудничество с социалистическими государствами Восточной Европы в рамках Совета экономической взаимопомощи — СЭВ — межправительственной экономической организации, сформированной в 1949 году. Между таможенными органами данных государств были заключены двух- и многосторонние договора и соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи, унификации таможенного законодательства.
Координацию действий в области таможенной политики и таможенного дела исполняли ежегодные конференции руководителей таможенных ведомств социалистических. Усиливались тенденции либерализации погранично-таможенного режима.
Следовательно, на основе выполнения первой главы можно заключить:
Таможенная система Советского государства в своём развитии прошла ряд этапов. Пришедшее в октябре 1917 года к власти в стране новое правительство весьма скептически отнеслось и к дореволюционной системе таможенных структур, и к разработке концепции таможенного дела. Практическая реализация концепций государственной монополии внешней торговли не оставила места для обширного использования таможенно-тарифной практики и сделала систему таможенного контроля лишь вспомогательным механизмом регламентирования внешней экономической торговли. Во времена процветания военного коммунизма многократно высказывались предложения относительно необходимости закрытия таможенных образований.
Переход в начале 20-х годов XX века к НЭПу возобновил большую часть утраченных функции таможенных органов и продиктовал динамичное структурное развитие таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 годы проходит образование сложной, многоэтапной системы управления таможенным делом.
На рубеже 20-30-х годов в СССР начинают формироваться командно-бюрократические методики управления. В основание внешнеэкономической политики снова ложится принцип государственной монополии. В данных условиях таможенные структуры постепенно стали терять свои наиболее значимые функции, перестали иметь значение фискальных образований. Система управления таможенным делом со временем упрощалась. Структура таможенных органов, сформировавшаяся де-факто во второй половине 30-х годов и получившая правовое закрепление в Таможенном Кодексе 1964 года, с весьма небольшими изменениями сохранилась до середины 80-х годов XX века.
В период исполнения внешнеэкономических реформ (1986-1991 гг.) начинается новый этап развития таможенной системы, который можно рассматривать, как попытку трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую управленческую систему (структуру) ориентированную на функционирование в условиях свободного рынка и демократического режима. Логическим завершением данного этапа является принятие в 1991 году нового Закона СССР о таможенном тарифе, но создать новую таможенную систему на практике так и не удалось.
Формирование национальных таможенных служб в России и в других государствах-членах СНГ приходится уже на новый этап развития таможенной системы.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ