Понятие и виды форм управленческой деятельности субъектов исполнительной власти

Принцип демократии, закрепленный в ст. 3 Конституции Российской Федерации означает, что народ является единственным источником власти, который он осуществляет непосредственно, а также через государственные субъекты, одним из филиалов которого является исполнительная власть. Контроль над деятельностью исполнительных субъектов должен укрепляться как органами законодательной и судебной власти, так и непосредственно народом и их неправительственными организациями. В то же время необходимо использовать различные формы контроля для решительного искоренения проявлений коррупции, бюрократии, безответственности. С этой целью должна быть установлена ​​процедура регулярных отчетов должностных лиц исполнительных субъектов законодательным органам, трудовым коллективам, населению, насколько возможно открытость их работы.
Принцип верховенства права предполагает формирование субординированной правовой системы государства в соответствии с юридической силой определенных нормативных правовых актов. Высшей юридической силой является основной закон государства — Конституция России, которой должны соответствовать все другие нормативные правовые акты и акты применения закона. Недопустимо, чтобы субъекты Федерации отдавали приоритет своим нормативным правовым актам, а не актам российского государства.
При характеристике принципа верховенства права возникает проблема корреляции между нормами международного права и национальным законодательством. Конституция впервые установила общее правило, предусматривающее приоритет международных договоров — конечно, те, на которые Российская Федерация является стороной, — на положения своего внутреннего законодательства. Это означает, во-первых, что если в международном договоре содержатся другие положения, кроме положений национального законодательства, то положения Договора являются эффективными. Во-вторых, общепризнанные принципы международного права и международные договоры России имеют прямое влияние на российскую территорию. С принятием Конституции 1993 года субъекты государственной власти и все должностные лица обязаны руководствоваться положениями международных договоров, участником которых является Россия.
Принцип разделения и взаимозависимости властей, закрепленный в статьях 10 и 11 Конституции Российской Федерации, выражает существование и независимость трех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной. Если до принятия Конституции 1993 года отношения между правительством, как исполнительным органом и парламентом как органом законодательной власти, характеризовались полной зависимостью первого на втором, а затем в реальном разделении полномочия такого положения дел неприемлемы. Каждая ветвь государственной власти должна выполнять свои функции в установленных пределах. В то же время эти две ветви государственной власти должны строго выполнять судебные решения, что особенно важно в областях федеративных отношений и толкования Конституции страны.
Конституция предусматривает механизмы, направленные на взаимное сдерживание властей. Президент выполняет ряд функций по координации в государственном аппарате. Будучи главой государства, Президент Российской Федерации использует не только исполнительную, но и законодательную и судебную ветви власти. Президент, который как бы над Федеральным собранием и Правительством России, должен создавать противовесы для них, обеспечивать их скоординированное функционирование, а также укреплять свои полномочия.
Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных субъектов, закрепленный в статьях 11 и 78 Конституции, проявляется в том, что компетенция субъектов исполнительной власти и взаимосвязь между ними определяются не по своему усмотрению правовые акты. В то же время, конечно, акты исполнительных субъектов субъектов Федерации не должны противоречить актам федеральных субъектов исполнительной власти. При осуществлении своих полномочий федеральные субъекты исполнительной власти имеют право создавать свои территориальные структуры и назначать соответствующих должностных лиц. Федеральные субъекты могут по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации передавать им часть своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В свою очередь, субъекты исполнительной власти субъектов Федерации могут по согласованию с федеральными органами передавать часть своих полномочий им.
Принцип законности (ст. 15 Конституции) означает, что государственные субъекты, в том числе исполнительная власть, субъекты местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию, законы и подзаконные акты. Соблюдение верховенства закона является основным условием эффективности и действенности исполнительных субъектов. Злоупотребление властью, официальное положение и комиссия незаконными действиями должностных лиц и государственных служащих влекут за собой ответственность виновных.
Принцип открытости подразумевает открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц. Все законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не публиковались публично. Без расширения публичности, учета общественного мнения, открытости и доступности для контроля не может быть подлинного контроля над государственными служащими, работающими в исполнительной власти.
Информация, составляющая государственную тайну или другую охраняемую законом тайну, а также информацию, полученную в ходе официальной деятельности, затрагивающей честь и достоинство граждан, за исключением случаев, предусмотренных законом, не разглашается.
Принцип приоритетности и гарантии, индивидуальных прав является новым для российского законодательства и административной практики. Верховенство права характеризуется тем фактом, что права личности признаются высшей ценностью, и все государственные субъекты, включая исполнительные субъекты, подотчетны гражданам. Права граждан должны быть надежно защищены от произвольного произвола государственных субъектов, должностных лиц и представителей властей.
Провозглашение человека, его права и свободы как высшая ценность, признание и уважение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции) предопределяют необходимость совершенствования законодательства, приведения его в соответствие с общепринятыми принципами и норм международного права, международных стандартов, а также разработки и принятия новых правил, особенно тех, которые прямо предусмотрены Конституцией или вытекают из содержания ее норм.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ