социально-экономическое значение предприятий питания в современной России

Цели и задачи

Цель работы: определить и раскрыть социально-экономическое значение предприятий питания в современной России.

Введение и актуальность


Рынок общественного питания постоянно растет. Анализ макроэкономических показателей развития рынка подтвердил наше предположение относительно того, что рынок общественного питания в настоящее время активно развивается и увеличивается. Это говорит о том, что рынок является перспективным, привлекательным для входа на него. Однако темп роста рынка начал снижаться с 2014 года, что может быть обусловлено насыщением этого рынка. А это значит, что наличие большого количества конкурирующих предприятий общественного питания и ожесточение конкурентной борьбы между ними закономерно, и, как следствие, маркетинговые исследования конкурентной среды, а также управленческий учет на рынке общественного питания являются актуальными. Это требует поиска новых подходов и путей решения этой непростой проблемы.
С каждым годом российский рынок общественного питания становится все боле консолидированным, а количество сетевых заведений увеличивается за счет поглощения и слияния несетевых заведений. Это подтверждается тем, что в 2015 году сегмент сетевого общественного питания вырос на 26 % в денежном выражении [12]. При этом наиболее стремительно развивающейся и занимающей наибольшую долю рынка является по-прежнему категория предприятий быстрого питания. Их доля, как показало исследование, в течение последних лет находится на уровне 55...60 %. Это в первую очередь вызвано масштабной экспансией мировых предприятий общественного питания, которые на сегодняшний день составляют основную часть оборота российского общественного питания. Также немалую долю занимает категория кафетериев с самообслуживанием (простое меню и интерьер, невысокие цены, столовые). Остальную часть оборота между собой делят такие категории, как рестораны полного обслуживания (примерно 20 %), бары/ кафе (15 %), уличная торговля (6 %).
Таким образом, сфера услуг выполняет общеэкономическую функцию, которая заключается в организации функционирования материального производства, она является необходимым и достаточным условием последнего. Реализация, производство и потребление услуг в отдельных случаях осуществляются без привлечения материальных товаров. Однако производство, реализация и потребление материальных товаров фактически не может быть осуществлено без услуг. Даже сам процесс купли-продажи материального товара основан на оказании покупателю комплекса услуг со стороны продавца и его деловых партнеров.
Потребность во многих видах услуг (в том числе и в процессе самообслуживания) ведет к созданию огромной группы товаров, которые сами по себе были бы не нужны и производство которых в современной экономике представляет собой стратегические отрасли, входящие с состав народнохозяйственного комплекса.

Заключение и вывод


Определена структурная деятельность предприятий общественного питания, сформулированы специфические особенности, задачи и функции предприятий сферы общественного питания в условиях развития рыночной экономики. Отмечено социально-экономическое значение предприятий сферы общественного питания в развитии рыночной системы. Эти предложения в ходе анализа развития предприятий общественного питания в условиях рыночной экономики дают возможность определить их долю на потребительском рынке.
Общественное питание в РФ при едином общественном назначении функционирует и развивается в различных социально-экономических формах. Сфера общественного питания охватывает все формы общественного-организованного процесса потребления пищи населением: в детских дошкольных учреждениях, больницах, в домах отдыха и санаториях, школах и организациях, а также в любых других предприятиях, осуществляющих непосредственную реализацию населению кулинарной продукции.
В работе было определено: общественное питание имеет важное социально-экономическое значение:
-способствует воспроизводству рабочей силы, т.к. потребность в пище
- неотъемлемая часть жизни человека. В процессе еды восстанавливаются затраченные энергия и способность к активной жизнедеятельности. Поддерживается интенсивность труда в течение дня, увеличивается продолжительность трудовой деятельности в течение жизни;
-позволяет организовывать адекватное питание с учетом научных медико-биологических требований;
-приводит к росту производительности труда.
Исследования, проведенные в сфере производства показывают, что на предприятиях, где действуют предприятия питания производительность труда на 7-8 % выше, чем в тех, где уровень организации общественного питания недостаточен;
-дает возможность экономить материальные ресурсы (продовольственное сырье, топливо и др.) за счет использования высокоэффективного оборудования, специальных способов обработки сырья, утилизации пищевых отходов;
-способствует экономии общественного труда. Являясь резервом экономии времени населения (особенно женщин), позволяет высвобождать силы и время для других видов деятельности или отдыха.
Еще одно обстоятельство, позволяющее охарактеризовать роль общественного питания в рыночной экономике регионе, - это влияние общественного питания на занятость населения, способствующее снижению нагрузки на региональный бюджет.
Таким образом, завершая общую характеристику общественного питания как отрасли сферы услуг, необходимо отметить, что именно в рыночных условиях общественное питание приобретает целый ряд новых важных социально-экономических функций и становится качественно новой отраслью социальной сфере.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ