Положение иностранцев в Древней Греции КУРСОВАЯ | Пример курсовой работы

Положение иностранцев в Древней Греции КУРСОВАЯ

Целью исследования является изучение положения иностранцев в Древней Греции.

Развитие международных отношений характеризуется распространением в V-IV в. до н. э. практики создания союзов. Сначала они были связаны с панеллинскими праздниками (Олимпийскими играми и т. п.). Впоследствии начали формироваться и военно-политические союзы-симахии – союзы государств, имевшие оборонное значение, и эпимахии-союзы, имевшие наступательный характер (Ахейский, беотийский, Фесалийский и Этолийский союзы). Такие союзы отчасти пользовались правом третейского суда в отношении своих членов и выступали как субъекты международного права. Самым драматичным для истории античной Эллады было противостояние Афинского (Делосского) морского союза и Пелопоннесского союза во главе со Спартой. Войны между ними (470-403 гг. до н. э.) и эпидемия чумы во время войны стали «лихолетьем» Эллинской цивилизации, когда, по свидетельству Фукидида, на две трети сократилось население греческих полисов.
Итак, эллинизм дал цивилизации систему международных обычаев, которые рассматривались в то время как нормы международного права, нарушение которых считалось признаком нецивилизованности. К таким правилам относились, в частности, такие: не применять на войне отравленное оружие, возвращать военнопленных, если за них предлагали выкуп, не нападать на соседей без официального объявления войны. Между цивилизованными античными государствами сложилась определенная традиция – рассматривать войну как крайнее средство, к которому правители прибегали, если все другие средства были исчерпаны и конфликт невозможно было разрешить дипломатическим путем.
Таким образом, в Древней Греции существовало особенная политическая организация – полис. Полис был самостоятельной единицей, считающей себя независимым образованием, однако города-государства часто объединялись против внешнего врага. В полисах земля принадлежала одновременно и отдельным собственникам и общине, а также имела частный характер. Причем частная собственность определялась лишь для полноправных представителей полисов, которые обязаны своему происхождению. Таких жителей было немного, остальные же слыли неполноправными. Среди них: абсолютно бесправные рабы, ремесленники, свободные торговцы, имеющие мало прав представители этносов и иноземцы.
Полис представлял собой как бы единство в трех лицах: государство, город, община. Гражданское общество воспринималось как сам полис, его сущность. Приоритет интересов государства перед интересами личности был основополагающим принципом всех греческих политических учений. Гражданин должен был принимать активное участие во всех сферах политической жизни общества и в военной службе. Но в противовес этому полис служил гарантом прав гражданина.
Статус гражданина – великое достижение западноевропейской цивилизации, позволившее нивелировать острейшую социальную дифференциацию обществ прошлого, высвободить человеческие ресурсы «включённых» в гражданство для творческой, общественно-полезной деятельности. В своём развитии феномен гражданства прошёл две большие эпохи, которые, представляют собой два цикла его развития – это Античность, а также Средние века и Новое время. В Новейшее время гражданство претерпевает серьёзные трансформации в контексте процессов глобализации.
Появившись в Древней Греции как элитарное, исключительное явление, к концу существования Римской империи гражданство стало массовым настолько, насколько это позволял уровень технологического развития общества, которое должно было иметь значительные ресурсы, чтобы обеспечивать само существование этого института. В Средние века феномен гражданства возник и развивался как локальное явление в среде, где доминировали феодальные отношения. В результате революций Нового времени гражданство декларировалось как массовое, всеобщее явление в границах наций, но реально стало всеобъемлющим лишь спустя два века.
Правовое положение иностранцев в современном мире приравнивается к правовому положению граждан государства, за исключением некоторых политических прав. В Древней Греции иностранцы – это не только приезжие люди в полис, но и родившиеся там личности, однако не имеющие политических и общественных прав и обязанностей, например, метеки и вольноотпущенники. Взаимоотношения с иностранцами в Древней Греции можно характеризовать как закрытость – иностранцы довольно редко становились гражданами полиса. Это объясняется тем, что гражданин пользовался не только политическими правами, но и принимал активное участие в жизни государства, занимал определенные посты на выборной основе, а так как иностранец не впитывал древнегреческую культуру и традиции с детства, не воспитывался на политических идеалах, он не мог выполнять государственные функции, а следовательно, не мог быть гражданином.
Целью исследования является изучение положения иностранцев в Древней Греции.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!