изучение влияния индивидуально личностных особенностей младших школьников на их успеваемость

Цели и задачи

Цель нашего исследования – изучение влияния индивидуально личностных особенностей младших школьников на их успеваемость.

Введение и актуальность


Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л.С. Выготским, Л.И. Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.
А.Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности. В этой концепции центральное место отведено понятию деятельности. Как и у Божович, основной внутренней характеристикой личности в концепции Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории является личностный смысл. Он выражает отношение целей деятельности человека, т.е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, т.е. к тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.
Большое значение в исследованиях личности и ее характерологических особенностей сыграла разработка личностных тестов. К личностным тестам относятся психодиагностические методики, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности индивида (отношений, мотивации, интересов, особенностей поведения и т.п.) в определенной социальной ситуации. С помощью таких тестов выявляются устойчивые индивидуальные особенности человека, определяющие его поступки и поведение.
Характерологические особенности (черты) личности, во многом определяющие как характер в целом, так и особенности темперамента, могут быть определены с помощью психодиагностических методик, ориентированных на теорию черт.
Разрабатывая свой вариант структурной теории черт личности, Р. Кэттелл поставил задачу: раскрыть с помощью метода факторного анализа основные черты личности. При постановке эксперимента Р. Кэттелл исходил из предположения о том, что поведение человека можно с помощью теории черт определить и предсказать. [8]
По Р. Кэттуллу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в данной ситуации, т.е. представляют собой гипотетическую психологическую структуру, которая обнаруживается в поведении. Таким образом, черты личности отражают относительно устойчивые и предсказуемые психологические характеристики.
В результате применения в исследовании метода факторного анализа Р. Кэттеллом было доказано существование 16 относительно независимых друг от друга факторов (черт), с помощью которых можно описать личность, ее характерологические особенности.
Известны несколько модификаций многофакторного личностного опросника Р. Кэттелла. Наибольшую популярность и практическое применение как за рубежом, так и в России получили две модификации – стандартизированная форма опросника из 187 вопросов (версия А) и форма опросника из 105 вопросов (версия С). Варианты этого опросника были разработаны для школьников от 12 до 18 лет (личностный опросник для средних и старших классов), от 8 до 12 лет (личностный опросник для начальной школы). Исходная форма этого опросника дает 16 показателей таких свойств личности, как замкнутость и открытость, скромность и самоуверенность, робость и предприимчивость, доверчивость и подозрительность. [8]
Другим классическим примером создания опросников, но уже на основе выделения типов, является опросник ММРI. Авторами этого опросника являются американские психологи С. Хатуэй и Дж. Маккинли. Им удалось наиболее последовательно применить типологический подход к описаниям личности. В рамках этого подхода ими разработан многопрофильный личностный тест, известный как Миннесотский многофакторный личностный опросник (ММРI).
В классическом виде используется 13 шкал ММРI, содержащих 566 вопросов. В ММР1 имеются три оценочные шкалы. Они предназначены для выявления установок испытуемого по отношению к тестированию. Остальные десять шкал являются базовыми для осуществления диагностики.
В содержательном отношении близким к ММРI является опросник X. Смишека, предназначенный для диагностики типа акцентуации личности. В основу опросника X. Смишека положена концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. Согласно этой концепции, черты личности могут быть разделены на группу основных и группу дополнительных черт.
Личности, у которых основные черты имеют высокую степень выраженности, названы Леонгардом акцентуированными. По мнению Леонгарда, акцентуации личности прежде всего проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. В классификацию, предложенную Леонгардом, входят следующие типы: гипертимный, дистимный, циклоидный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный, экстравертированный и интеравертированный. [1]
В советской психологии типологический подход к описанию личности человека был использован А.Е. Личко с сотрудниками при разработке патохарактерологического диагностического опросника (ПДО). ПДО предназначен для диагностики типа психопатии и акцентуаций характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет. В основу опросника положены клиническая типология психопатий и личностных акцентуаций, а также концепция психологии отношений, разработанная А.Ф. Лазурским и В.Н. Мясищевым. При операционализации этих концепций авторы составили набор фраз, отражающих отношения разных патохарактерологических типов к ряду жизненных проблем, друзьям, родителям, будущему, окружающим и т.п. Эти фразы были отобраны из клинических описаний психопатий в руководствах и монографиях Э. Крепелина, Э. Кречмера, К. Шнайдера, П.Б. Ганнушкина, Г.Е. Сухаревой и К. Леонгарда.
В заключение следует отметить, что современные компьютерные средства в значительной степени облегчают использование математических методов моделирования в решении прикладных психологических задач, что предоставляет психологам широкие возможности для разработки новых экспериментальных подходов к исследованию личности. [1]
Таким образом, категории личности посвящено множество теорий; собран огромный экспериментальный материал, относящийся к исследованию личности. Вместе с тем, как отмечают некоторые западные психологи, нет прогресса в этом направлении: теоретические посылки, интерпретация эмпирических фактов, представления о структуре и ведущих параметрах личности столь различны и не согласуются между собой, что установить истину, отказавшись от каких-то теорий из-за их несостоятельности, практически невозможно. [13]
Следует отметить, что исследования личности активно ведутся и сейчас. Главной особенностью современных исследований является то, что теоретические воззрения формируются на основе экспериментальных исследований. [1]

Заключение и вывод

Младший школьный возраст —  возраст  6/7-10-летних  детей, обучающихся в I-II (IV) классах современной  отечественной начальной школы. В др. странах этот возраст соответствует  принятым  там системам образования  (например, во Франции  5-летнему  элементарному обучению соответствует 6-11-летний возраст).  Как особый период детства младший школьный возраст выделился сравнительно недавно, когда в экономически развитых странах основная  масса детей стала обучаться в неполной или полной средней школе.
Этот период отсутствует у детей, не обучающихся в школе. Не выделяется он и тогда, когда начальное обучение— единственная ступень образования.
В младшем школьном возрасте  у ребенка  формируется учебная  деятельность, которая является для него ведущей деятельностью. Младший школьник переходит от  игры к учению как основному способу  усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. Будучи переходным, младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными  возможностями физического и духовного развития ребенка.
В этом возрасте происходят существенные изменения в органах и тканяи тела. Формируются изгибыпозвоночника, хотя окостенениескелета еще незаканчивается.Отсюдабольшаяподвижностьи гибкостькостей.У младших школьников крепнутмышцыисвязки(растет их объем, увеличивается сила).Крупныемышцыразвиваютсяраньше мелких, дети лучше выполняютсравнительно сильныеиразмашистыедвижения,чемдвижения, требующиеточности. Интенсивнорастет и хорошо снабжается кровью мышцасердца, увеличивается его выносливость. Благодаря сравнительно большому диаметру сонных артерийголовной мозг хорошо снабжается кровью, что является важным условием его работоспособности.
Наблюдается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбужденияи торможения, хотясклонность к возбуждениюу младшихшкольников еще велика (непоседливость и некоторые др. чертыповедения). Все эти изменения создают благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для вхождения ребенка в учебную деятельность, требующую не только умственного напряжения, но и физической выносливости.
При формировании качеств личности младшего школьника большую роль играет опыт его коллективной жизни. Его радости обиды уже связаны с тем, уважают или не уважают его товарищи, доверяют ли ему, ценят ли его силу и ловкость. Дружба  детей этого возраста чаще связана с внешними условиями  их жизни (сидят за одной партой, ходят в школу одной дорогой и т. п.). Учитель выступает для младшего школьника непререкаемым образцом действий, суждений и оценок. Младший школьник не осознанно, но прочно усваивает взгляды, оценки манер поведения окружающих его людей. Качества личности младших школьников несомненно связаны и влияют на успеваемость.
Специальных методов изучения личности и межличностных отношений младших школьников, как и дошкольников, влияющих на успеваемость, не много, меньше, чем аналогичных психодиагностических методов для взрослых, подростков и юношей. Исследовать личностные особенности младших влияющих на успеваемость можно многофакторным личностным опросником.Вопросник содержит 120 вопросов, которые касаются самых различных сторон жизни ребенка: взаимоотношений с одноклассниками, отношений в семье, поведения на уроке, на улице, социальных установок, самооценки, др. Вопросы понятны для младших школьников.
В эксперименте участвовало 20 детей школы № 2 г.Губкин (11 девочек, 9 мальчиков). В таблицах и графиках показаны результаты эксперимента. Девочки слабее мальчиков, к обучению девочки склонны больше. Они имеют более сильные эмоционально волевые качества и более выраженную способность к обучению.
В целом, считаем цели достигнутыми, а задачи – выполненными.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ