Полномочия Правительства РФ

Цели и задачи

Цель исследования – раскрытие содержания организационного механизма деятельности Правительства РФ по противодействию коррупции.

Введение и актуальность


Конечно, возможны и исключения из общего правила, когда и авторитарное государство может успешно бороться с коррупцией. В качестве примера зачастую приводят успехи антикоррупционной политики Ли Куан Ю в Сингапуре. Однако вряд ли можно сравнивать Сингапур с Россией. В условиях островного города-государства авторитарные методы борьбы с коррупцией могут быть эффективными. Но в масштабах России это маловероятно.
Вывод о несовершенстве конституционной модели организации власти с точки зрения борьбы с коррупцией подтверждается также в результате проведения антикоррупционного анализа Конституции РФ с применением Методики проведения антикоррупционной экспертизы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96.
При анализе всего текста Конституции РФ коррупциогенные факторы выявлены в основном в главах 4 и 6, касающихся полномочий Президента РФ. Первый такой фактор - это широта дискреционных полномочий. Так, Президент РФ, не являясь формально главой исполнительной власти, фактически единолично формирует весь состав Правительства РФ и может по своему усмотрению без каких-либо оснований отправить в отставку Правительство РФ и любого его члена.
Второй коррупциогенный фактор - дублирование полномочий. С учетом того, что Президент РФ фактически осуществляет руководство исполнительной властью, наличие у Президента РФ собственной администрации с неопределенным конституционно-правовым статусом, являющейся неким «дублером» Правительства РФ (наличие дублирующих подразделений в составе Администрации Президента РФ и в Правительстве РФ, как, например, Управление Президента РФ по научно-образовательной политике и Министерство образования РФ, Управление Президента РФ по внешней политике и Министерство иностранных дел РФ, Управление Президента РФ по внутренней политике и Министерство внутренних дел РФ и т.п.), сомнительно с точки зрения борьбы с коррупцией.
Третий коррупциогенный фактор - определение компетенции по формуле «вправе». Такая формулировка применительно к полномочиям Президента РФ употребляется два раза - в пункте 2 статьи 85 и пункте 3 статьи 117 Конституции РФ.
Четвертый коррупциогенный фактор - отсутствие или неполнота процедур. Например, в Конституции РФ упоминается о прекращении полномочий Президента РФ по состоянию здоровья, однако порядок засвидетельствования неспособности Президента РФ осуществлять свои полномочия ни Конституцией РФ, ни законодательством РФ не определен.
Как отмечает М.А. Краснов, в статусе Президента РФ изначально заложено противоречие между двумя его основными ролями: с одной стороны, Президент РФ - это гарант Конституции РФ, а с другой - фактически глава исполнительной власти. Данное противоречие можно рассматривать также и как «конфликт интересов». Проявлением такого конфликта является внесение Президентом РФ законопроекта о поправках к Конституции РФ, предусматривающего увеличение сроков своих полномочий с 4 до 6 лет.
Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что Конституция РФ 1993 г. содержит ряд норм, которые могли бы сделать эффективной борьбу с коррупцией. Однако установленная Конституцией РФ несбалансированная система власти не только препятствует этому, но и создает дополнительные коррупционные риски.

Заключение и вывод


Особую опасность коррупционные процессы представляют в политической, правовой, социальной и экономической сферах общественной жизни.
По оценкам специалистов годовая коррупция в России достигает примерно одной трети бюджета страны; взяточничеством «охвачена» значительная часть бизнесменов, бизнес без взяток в стране практически не развивается; коррупция, ее масштабы и социальные последствия как система отношений, основанных на противоправной деятельности представителей органов государственной власти, является серьезным препятствием на пути социально-экономического развития страны и успешного выполнения стратегических национальных программ.
Это обусловливает необходимость рассмотрения данного явления не как совокупности отдельных фактов воздействия на принятие управленческого решения средством подкупа чиновников, а как складывающуюся и развивающуюся систему, которая является серьезным вызовом современности, реальной угрозой национальной и экономической безопасности стран, в том числе и в первую очередь России.
Специфика национальной коррупции заключается в: наличии мощной широко разветвленной теневой экономики и огромных незаконных доходов значительная часть которых – основной источник финансирования коррупционеров; неконтролируемом обращении дополнительных денежных масс, вызванном высокими ценами на энергоносители на мировом рынке; неисполнении или ненадлежащем исполнении принимаемых законов и мер по противодействию коррупции; запутанности сложности противоречивости и возможности неоднозначного толкования действующих правовых норм; наличии множества подзаконных актов, которые произвольно толкуют нормы действующего законодательства; слабости и фактической зависимости от исполнительной власти судебной системы; отсутствии системы контрольных органов, в том числе парламентского и общественного контроля; минимальном риске разоблачения коррупционеров и отсутствии жестких по отношению к ним репрессивных мер (условное или отложенное наказание помилование по амнистии и т.д.); отсутствии гарантированного правового статуса и достойного пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих; исключительной по сравнению с другими демократическими государствами монополии чиновничества на принятие решений; большом объеме решений, которые чиновники вправе принимать единолично; широком и беспрепятственном кадровом обмене между властными и коммерческими структурами; вовлечении родственников в коррупционный процесс на низовом уровне власти и в быту; постоянном усложнении и модификации форм и способов коррупционных проявлений; коррупционности избирательных процессов (так называемый «административный ресурс») и криминализации политических партий; международной направленности российской коррупции; беспрецедентном развитии бытовой коррупции.
Анализируя причины и условия коррупции, полагаем, на первое место можно поставить недостатки действующего законодательства. Отсюда его совершенствование видится в качестве основной меры по предупреждению коррупции. Такое совершенствование должно осуществляться по двум направлениям: разработка, принятие, уточнение собственно антикоррупционных норм, то есть правовых норм, основная цель которых и заключается в противодействии коррупции, и совершенствование всего текущего законодательства, пробелы и неточности которого часто играют роль условий существования и развития коррупции. И, во-вторых, это совершенствование организационно-контрольных мероприятий, проводимых со стороны Правительства РФ, включая мониторинг регионального законодательства.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ