Полицейская реформа 1880г и образование Депортамента полиции.
Цели и задачи
Цель работы – изучить полицейские реформы 1880 г.
Введение и актуальность
Корпус жандармов, хотя и был реорганизован (были созданы территориальные органы - областные администрации), однако сохранил свою военную организацию. Жандармы были еще недостаточно приспособлены к проведению политических расследований среди разной интеллигенции. Жандармы в основном использовались для проведения арестов, дознаний и расследований по делам о государственных преступлениях.
С учетом этих обстоятельств в 1880 году в Санкт-Петербурге, при губернаторе города и в Москве, с главным офицером полиции были созданы специализированные органы политического расследования - департаменты по охране общественного порядка и общественной безопасности, сокращенно именуемые департаментами безопасности. Их задачей была борьба с революционными подпольными организациями с помощью секретных агентов. Деятельность этих ведомств выходила далеко за пределы столичных провинций. Таким образом, созданная Департаментом безопасности Москвы «летучий отряд филеров» преследовала революционеров на большей части территории империи.
В 1883 году, согласно докладу министра внутренних дел графа Д. Толстого, был утвержден Статут о структуре тайной полиции в империи, который предусматривал возможность создания сети служб безопасности по всей стране.
Однако на самом деле такая сеть была создана позже, только в начале XX века. Он руководил работой отделов безопасности и территориальных отделений жандарма Департамента полиции Министерства внутренних дел, что включало создание особого секретного делопроизводства, преобразованного в 1898 году в Особый отдел. Вдоль военной линии директораты жандармов продолжали подчиняться штабам жандармского корпуса. Администрациям жандарма также были поручены функции военной контрразведки.
Для наблюдения за политической эмиграцией и борьбы с противниками царского правительства за рубежом в составе полицейского управления была сформирована иностранная служба политической разведки, главная штаб-квартира которой находилась в Париже при российском посольстве во Франции. Эта служба активно сотрудничала с полицией других европейских стран.
Характерно, что директораты жандармов и отделы безопасности в провинциях были независимы не только друг от друга, но и от губернаторов, хотя они были обязаны сотрудничать с ними. Такой порядок хотя и порождал соперничество жандармских управлений и охранных отделений, но и обеспечивал для центра возможность получения более объективной информации о положении в губерниях из разных источников. Кроме того, жандармские управления и охранные отделения «приглядывали» друг за другом и за губернской администрацией.
Таким образом, управление политической полицией было строго централизовано. Генеральная полиция по-прежнему полностью подчинялась губернаторам, и только через них Министерство внутренних дел.
Бурное развитие капитализма, резкий рост городского населения способствовали росту преступности. Это заставило царизм принять определенные организационные меры.
В частности, еще в 1866 году при Санкт-Петербургском городском совете было создано детективное отделение в качестве специализированного органа уголовного розыска. Но это вызвало жалкое существование. Даже зарплата его сотрудников была значительно ниже, чем в других полицейских службах.
Начиная с 80-х годов XIX века, детективные бюро создавались в других крупных городах: Москве, Киеве, Варшаве, Риге, Одессе и т. ж. Но единой системы органов уголовного розыска не было. Возник только в начале 20 века. В связи с развитием промышленности и транспорта возникли фабричная, горная, речная полиция.
Заключение и вывод
Итак, вторая половина XIX века - время реформ и государственных преобразований, следствием которых стало превращение феодальной Руси в буржуазную. Изменилась вся социальная структура, включая государство, закон и социально-экономическую систему. Конечно, рождение новой социально-экономической системы неизбежно должно было пройти долгий путь, и реформы второй половины XIX века являются лишь первым шагом на этом пути. Но тогда шаг самый трудный и исторически значимый, поистине революционный. Поэтому его оценка многими исследователями как «революция сверху» вполне уместна, однако по ряду причин она является неполной.
Историческое значение опыта реформ также заключается в том, что они позволили стране выйти из глубокого экономического и политического кризиса и дали мощный импульс капиталистическому развитию страны без каких-либо серьезных потрясений и социальных катастроф, без «революции снизу» с ее неизбежными, огромными кровавыми жертвами и разрушениями.
Полиция Российской империи прошла долгий путь развития, стала основной частью аппарата управления с присущими ему достоинствами и недостатками и также закончила его вместе с политической системой.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт