Ономастика

Цели и задачи

Цель исследования – выявить особенности ономастикона в творчестве Д.

Введение и актуальность


По мнению А.В. Суперанской, «имена в художественном произведении занимают промежуточное положение между именами реальных и вымышленных предметов, потому что: а) денотаты их конструируются на основе опыта художника, писателя, но не существуют в действительности; б) они создаются по моделям реальных и нереальных предметов с учетом принадлежности их определенному ономастическому полю» [Суперанская 2001: 48].
Однако в последнее десятилетие это мнение нашло не только сторонников, но и противников. Приведенная цитата верна, если за литературные онимы принимаются только имена, «созданные автором с определенной стилистической целью». Так, М.В. Карпенко считает, что к литературным антропонимам не следует относить имена исторических деятелей, так как они служат лишь указанием на действительность, на их носителей. Литературный антропоним, по определению исследователя, - это «имя, созданное самим автором и в той или иной степени характеризующее персонаж» [Карпенко 1986: 37].
Таким образом, имена собственные наряду со своей основной номинативной функцией в художественном произведении способны служить реализации авторской задачи.

Заключение и вывод


Подводя итоги проделанной работы, считаем необходимым заметить, что ее целью являлся анализ особенностей имен собственных в романе Д. Дю Морье «Ребекка».
В результате исследования было выяснено, что их роль в любом литературном произведении велика. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что в романе «Ребекка» имена собственные не только служат средством номинации, но и отчасти отображают особенности менталитета, являются средством реализации идейно-художественного своеобразия произведения. Кроме того, имена собственные являются средством временной и пространственной ориентации, получают определенный набор смыслов. Как правило, имя собственное ставится автором в такие контекстуальные ситуации, чтобы в полной мере актуализировалась, конкретизировалась его материальная сторона.
Анализируя имена собственные, встречающиеся в произведении, с точки зрения структурных особенностей, установили, что, в основном, имена собственные представлены фамилией (это самая многочисленная группа примеров среди антропонимов – 15% от общего числа). Однословная модель «имя» представлена примерно таким же количеством вариантов. Значительная часть примеров – топонимы (30% примеров от общего числа), зоонимы представлены единичными примерами.
Среди функций имен собственных в романе «Ребекка» – экспрессивная, текстообразующая, информативная, ритмико-мелодическая. Думается, выбор той или иной модели именования значим для Д. дю Морье, т.к. она становится не только «знаком» героя, но и сосредоточием авторских ассоциаций, способом выражения авторского «Я».

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ