перспективы и направления совершенствования системы государственных и муниципальных закупок

Цели и задачи

Цель работы – рассмотреть перспективы и направления совершенствования системы государственных и муниципальных закупок.

Введение и актуальность


При этом участниками такого процесса выступают: федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок; иные федеральные органы исполнительной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок; Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»; Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»; заказчики и участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями); уполномоченные органы и уполномоченные учреждения; специализированные организации; операторы электронных площадок.
Очевидно, что данное определение является слишком громоздким для понимания и в то же время не раскрывает существенных сторон контрактной системы. Необходимым видеться обозначить в определении этапы и основные инструменты и методы осуществления государственных закупок товаров, работ и услуг, а также базовые принципы функционирования контрактной системы в лаконичной и релевантной форме.
Попытки разработки различных формулировок предпринимались многими экономистами. Так, Якушина Я.В. в своей статье «Федеральная контрактная система и государственные закупки в сфере образования» определяет Федеральную контрактную систему как «…совокупность мер правового, организационного и экономического характера, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах посредством реализации взаимосвязанных этапов». При этом Якушина в своей работе четко выделила 3 таких этапа: прогнозирование и планирование закупок, их осуществление и мониторинг, контроль и аудит, что является безусловным плюсом предложенной формулировки.
Рассмотрению контрактной системы через призму категории «отношения» в экономической стезе посвящены работы С.А. Черемухина, который определил контрактную систему как «сфера, включающая совокупность экономических отношений хозяйствующих субъектов и государства как потребителя общественных благ и услуг и как регулирующего органа по поводу удовлетворения частных и общественных потребностей».
В рамках экономической теории контрактная система представляется в основном через понятие «система». Так, И.К. Дмитриева предлагает следующую дефиницию контрактной системы «многокомпонентной и многофункциональной системы, построенной в рамках управления экономическим и социальным развитием региона с элементами организационного и экономического регулирования взаимоотношений основных участников - государственного заказчика и исполнителя государственного заказа (поставщика или производителя), выявляемого процедурой конкурса». А.А. Храмкин характеризует контактную систему как «совокупность мер правового, организационного и экономического характера, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах посредством реализации взаимосвязанных этапов: прогнозирования и планирования обеспечения государственных и муниципальных нужд; осуществления закупок товаров, работ и услуг; осуществления мониторинга, контроля и аудита, в том числе полноты и качества удовлетворения государственных и муниципальных нужд».
С правовой точки зрения контрактную систему рассмотрела в своей диссертационной работе Шмелева М.В. По мнению автора, контрактная система выступает основным юридическим механизмом реализации субъективных гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей при проведении государственных закупок товаров (работ, услуг) в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, направленным на эффективное использование бюджетных средств и реализацию крупных экономических, социальных, научно-технических и инновационных проектов. Ценным в работе Шмелевой является то, что ей удалось из всей совокупности контрактных правоотношений выделить 2 их концептуальные формы: обязательственные правоотношения и организационно-правовые отношения. Именно вторая форма правоотношений требует более подробного рассмотрения в рамках данной работы для выявления проблем её управления и формирования направлений их решения.
Попытку рассмотрения государственных закупок с применением системного подхода в рамках правового поля осуществила Л.В. Андреева. Активно оперируя термином «система», она определила контрактную систему как «договорный характер взаимодействия публично-правовых образований с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд». Однако в следствии отсутствия научного толкования предложенной дефиниции научное сообщество зачастую игнорирует или по крайней мере критикует данный подход.
Следует отметить, что среди отечественных экономистов существует группа ученных, придерживающихся более лаконичного определения контрактной системы. Например, Матевосян С.С. в своей статье, посвященной некоторым особенностям контрактной системы, предложила следующую формулировку: «совокупность участников контрактной системы и осуществляемые ими действия», чётко выделив 2 основополагающих составляющих элемента. Ряд ученных таких, как А.Н. Борисов и Т.Н. Трефилова, также выделяют третий элемент контрактной системы – информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок на основе единой информационной системы (ЕИС).
Резюмируя вышеизложенное, можно сформулировать следующую дефиницию контрактной системы: система отношений экономического и правого, частного и публичного характера, возникающих между участниками контрактной системы, по поводу планирования, нормирования, определения поставщика (подрядчика, исполнителя), проведения процедур, заключения и исполнения контрактов, мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд с соблюдением основополагающих принципов открытости, прозрачности, конкурентности, профессионализма участников, инновационности, единства, ответственности за результативность и эффективности контрактной системы.

Заключение и вывод

Исходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод, что система государственных закупок в настоящее время находится на этапе своего становления, когда определены основные направления, в которых должно происходить дальнейшее развитие данной системы, но в то же время требуются постоянные корректировки и дополнения уже разработанного и утвержденного законодательства.
В ходе анализа были выделены следующие проблемы:
•дефицит кадрового состава, связанный с высокой текучестью кадров и их низкой квалификацией;
•низкая эффективность управления временными ресурсами;
•снижение доходной части бюджета, формирующейся за счет экономии по результатам торгов;
•бюрократия;
•коррупция;
•нерациональность финансирования;
•необоснованность некоторых статей законодательства Российской Федерации в сфере государственных закупок;
•избыточность административной базы в сфере государственных закупок;
•недостаточность информационной поддержки участников контрактной системы;
•несовершенство технического сопровождения контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг;
•снижение качества поставляемых товаров, оказываемых услуг и выполняемых работ пропорционально снижению цены контракта.
Выявленные проблемы позволили сформировать комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности применения организационно-распорядительных методов к контрактной системе и её совершенствование в целом. Так, для решения кадровых вопросов было предложено ввести специальные премии сотрудникам контрактной службы и контрактному управляющему за увеличение экономии бюджетных средств по результатам торгов, а также законодательно предусмотреть льготы и надбавки к штрафным санкциям, предъявляемым к заказчикам, в зависимости от их уровня заработной платы.
С целью решения проблем финансирования следует несколько доработать условия заключения контрактов таких заказчиков с потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) или пересмотреть структуру бюджетной росписи таких учреждений в сторону увеличения финансирования в первом полугодии с пропорциональным его сокращением во втором полугодии.
Вопросы информационной и консультационной поддержки предложено решить путем расширения полномочий существующих органов власти, а также учреждением новой структуры в составе исполнительных органов власти, деятельность которой будет направлена исключительно на наиболее полное выполнение принципа прозрачности и понятности законодательства Российской Федерации.
Итогом внедрения разработанного комплекса мер по совершенствованию управления системой государственных закупок должно послужить общее увеличение благосостояние общества, снижение уровня коррупции и бюрократии в стране, рост доходной части бюджета и сведение к минимуму нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг по техническим причинам и по причине неясности самих процедур осуществления государственных закупок.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ