Педагогические условия организации самостоятельной художественной деятельности в ДОУ

Цели и задачи

Цель данной работы – исследование условий возникновения навыков художественной деятельности детей дошкольного возраста в детских образовательных учреждений.

Введение и актуальность


Возникая по собственной инициативе детей, самостоятельная художественная деятельность проходит без непосредственного участия и помощи взрослого. Но исследователи самостоятельной художественной деятельности Н.А. Ветлугина и др. считают этот процесс не спонтанным, а педагогически обусловленным, который зависит от установления правильного соотношения субъектных и объектных причин. Те художественные интересы, сформированные с помощью взрослого, накопившиеся впечатления, желание закрепить то, что не до конца усвоено - все это способствует проявлению самостоятельности в художественно-творческой деятельности.

1.2 Источники и условия развития самостоятельной художественной деятельности детей
Источниками самостоятельной художественной деятельности детей могут выступать следующие явления:
Впечатления от восприятия окружающей действительности, разнообразные жизненные ситуации (прогулка в лес, посещение театра, цирка, рассматривание иллюстраций, новые игрушки) оставляют след в памяти ребенка, вызывая, как правило, положительные эмоции.
Изобразительное искусство является также источником детской самостоятельной деятельности. Различные его виды оказывают наиболее сильное влияние на развитие индивидуальных творческих проявлений детей, особенно это касается детей старшего дошкольного возраста, так как они имеют определенный запас знаний и представлений об окружающем.
Значительно обогащает самостоятельную художественно-творческую деятельность детей произведения художественной литературы, в частности стихи классиков детской литературы и сказки.
Праздничные утренники и развлечения с яркими интересными сценариями - это волнующее и радостное событие для каждого ребенка. Активное участие ребенка в них находит отражение в самостоятельной художественно-творческой деятельности. Дети передают свои впечатления в соответствии с опытом и умениями.
Наиболее сильным побудителем, по мнению Т.Г. Казаковой, является художественный опыт, который дети приобретают на занятиях. Систематическое обучение в каждой возрастной группе позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем знаний, умений и навыков в области музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности. Желание поупражняться в способах действий, полученных на занятиях, часто возникает у детей, они изображают то, что особенно им близко.
Также одним из особенных условий возникновения у детей желания самостоятельно действовать - это предметно-развивающая среда, оснащение групповой комнаты необходимым материалом, оборудованием и пособиями. Оборудованная зона изобразительной деятельности соответствующими материалами, где ребенок имеет возможность пользоваться разнообразными пособиями, способствует созданию творческого настроения.
Именно на оснащение группы нужным оборудованием и пособиями, удобное их расположение, подготовленное место для работы, следует обратить особое внимание, как на одно из важнейших условий развёртывания детьми самостоятельной деятельности.
Первоначальные ростки творчества появляются у детей на занятиях, если для этого созданы необходимые условия. Очень важно доверять ребенку те задания, которые ему по силам и которые он в своем дошкольном возрасте выполняет охотно.
Это сложный процесс, тесно связанный со следующими факторами:
ребёнок должен владеть определёнными умениями и навыками рисования и лепки;
уметь обследовать предмет;
воображать;
выражать свои эмоции;
планировать свою работу;
иметь определённую базу личного, жизненного опыта.
Самостоятельная художественно-творческая деятельность способствует самоактуализации детей, развитию у них самостоятельности, инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной художественной деятельности. Поэтому имеет значение обеспечение возможности саморазвития, самореализации детей в самостоятельной художественно-творческой деятельности.
Первоначальные ростки творчества появляются у детей на занятиях, если для этого созданы необходимые условия. Очень важно доверять ребенку те задания, которые ему по силам и которые он в своем дошкольном возрасте выполняет охотно.
Это сложный процесс, тесно связанный со следующими факторами:
ребёнок должен владеть определёнными умениями и навыками рисования и лепки;
уметь обследовать предмет;
воображать;
выражать свои эмоции;
планировать свою работу;
иметь определённую базу личного, жизненного опыта.
Для организации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей необходимо иметь в группах центры художественного творчества, в которых:
широко представлены изобразительные и пластические материалы знакомые детям;
бумага разного цвета, формата, фактуры;
аппликативный материал (клей, ножницы, линейки и т.д.);
трафареты, силуэты;
дидактический материал, образцы, схемы и т.д.
Организованные таким образом художественно эстетические центры дают детям возможность свободного, самостоятельного выбора деятельности в соответствии с желаниями и интересами ребенка, открывает новые возможности данного вида деятельности для развития творческого потенциала детей в условиях детского сада.
В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать, организовать предстоящую работу. Целесообразно тут же разместить серию карточек по самоорганизации самостоятельной деятельности:
1 - мальчик, рассматривающий различные образцы и модели (постановка цели);
2 - мальчик, стоящий около стеллажа (он отбирает предметы, необходимые ему для лепки задуманного);
3 - сидит за столом, где разложены отобранные материалы (планирование работы);
4,5 - мальчик, выполняющий лепку, и складывающий на место материал (исполнительская часть деятельности с использованием самоконтроля);
6 - мальчик показывает выполненную работу воспитателям и детям (самооценка).
Началом развития художественно-творческих способностей дошкольников является их самостоятельность в изобразительной деятельности. Развитие самостоятельности в изобразительной деятельности тесно связывается с творчеством - создавая выразительный образ, ребёнок самостоятельно выбирает конкретное содержание для работы, основываясь на свои представления, использует разные изобразительно-выразительные средства, ориентируясь на личные впечатления, полученные при разных обстоятельствах, реализует замысел без дополнительной помощи взрослого, самостоятельно подбирая способы осуществления задуманного.

Заключение и вывод


Итак, педагогический процесс в ДОУ, условно разделенный на три блока, обеспечивает в рамках блока свободной самостоятельной деятельности детей возможность саморазвития ребенка, свободно выбирать деятельность, отвечающую его способностям, склонностям, интересам. В процессе самостоятельной деятельности у детей развивается творческая активность, интерес к собственной познавательной деятельности, самостоятельность в выборе тем для изображения и самореализации. Действуя самостоятельно, ребенок получает возможность самоутверждения в себе самом и в коллективе сверстников, что имеет важное значение для развития полноценной личности ребенка.
Такие авторы, как Г.Г. Григорьева, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, одним из важных условий развития и активизации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей выделяют наличие предметно-развивающей среды, способствующей развитию интереса, инициативы, а также специфику взаимодействия воспитателя с детьми в данном виде деятельности.
Предметная среда помогает развитию интересов и способностей детей в самостоятельной деятельности, удовлетворяет потребность в творческих проявлениях, самовыражении, осуществлении замысла путем выбора соответствующего предмета оборудования, пособия или материала деятельности. Оборудованная предметная среда побуждает детей к творческому преобразованию окружающего пространства путем оформления интерьера, его части с использованием результатов собственной продуктивной деятельности.
Таким образом, в самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольники приобщаются к художественному опыту, что в свою очередь, способствует развитию воображения, фантазии, эстетического вкуса, самостоятельности и др., необходимых для всестороннего развития личности дошкольника.
Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.
Среди задач, стоящих перед занятиями изобразительным искусством с детьми раннего возраста необходимо выделить следующие:
приохотить детей к занятиям рисованием. Только в изобразительной деятельности и на ее основе могут развиваться постепенное осознанное художественное и эстетическое чувство, художественный и эстетический вкус;
использовать применение интересных и разнообразных форм работы с младшими дошкольниками, разных художественных материалов, новых приемов технического исполнения;
формировать и развивать у детей взаимосвязи между наблюдением и изобразительным движением, умелости рук, послушности их зрительному представлению;
способствовать осваиванию пространственной комбинаторики в психологическом восприятии детей внешнего мира.
Таким образом, искусство способствует всестороннему развитию ребенка, формированию творческой личности. Комплексные занятия помогают реализовать поставленные задачи воспитания и обучения. В основе этого вида занятий лежит идея синтеза искусств, взаимодействие различных «сторон» многообразной жизни.
Таким образом, проведенное исследование показало, что использование план-программы «Веселая палитра» с использованием нестандартных методов дала положительный результат по развитию изобразительной деятельности детей в младшей группе ДОУ «Малыш».

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ