Педагогические условия формирования социальной компетентности младших школьников

Цели и задачи

Цель курсовой работы – рассмотреть условия и сущность формирования социальной компетентности у младших школьников.

Введение и актуальность


Для обогащения социального опыта личности необходимым является создание разнообразия перспектив и линий общения субъектов образовательного процесса, культурной среды развития личности как совокупности окружающих субъекта социально значимых, ценностных обстоятельств (предметно-пространственных, деятельностно-поведенческих, событийно-информационных), что положительно влияют на становление опыта социального взаимодействия.
Процесс развития социальной компетентности направлен на достижение цели личностного принятия и присвоения научных знаний, практических умений, усвоение способов деятельности и личностного преобразования, формирование профессионально значимых качеств, накопление профессионального опыта.
1.2. Составляющие социальной компетенции
Формирование профессиональной компетентности содержит важный аспект становления учителя как социального существа: удовлетворение его социогенных потребностей, которые выражаются в самоутверждении, самореализации и самоактуализации. К сожалению, на современном этапе высшая педагогическая школа направлена на подготовку высокоэрудированного специалиста узкой специализации, а проблема формирования его социальной компетентности, то есть умение учителя остается нерешенной.
Определение содержания понятия «социальная компетентность» учеными рассматривается в рамках исследования возрастных периодов ребенка, которые тесно связаны с задачами социального развития личности:
1. Развития способности ребенка воспринимать себя в контексте отношений с другими людьми;
2. Формирование потребности в контактах с окружающими людьми;
3. Воспитание социальных мотивов общения;
4. Гармоничное сочетание различных средств общения;
5. Обогащение опыта общения;
6. Формирование социальных качеств личности.
По нашему мнению, можно выделить два подхода к определению понятия социальной компетентности: педагогический и социологический.

Заключение и вывод


1. Итак, анализ различных подходов к выявлению сущности социальной компетентности позволяет нам сформулировать следующее определение: социальная компетентность – это базисная интегративная характеристика личности, способность адекватно оценивать окружающую ситуацию на основе полноты знаний о социальной действительности, о себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, социального опыта, мотивов, отношений, личностных ценностей и качеств, которые позволяют быстро и полноценно адаптироваться, принимать соответствующие решения, понять основную закономерность социальной ситуации, умение уверенно строить свое поведение для достижения баланса между своими потребностями, ожиданием, смыслом жизни и требованиями социальной действительности, умение удовлетворять желания, опираясь на нормы.
2. В исследовании установлено, что младший школьный возраст является сенситивным периодом формирования социальной компетентности личности. В этот период происходит формирование готовности к сотрудничеству, работы в команде, развиваются коммуникативные навыки, способность принимать собственные решения и стремиться к пониманию собственных нужд и требований. Результатом активной групповой и коллективной учебной деятельности и общения школьника является сформированность у него социальной компетентности, также активное участие ребенка в учебной деятельности является одной из первооснов формирования и других его ключевых компетенций.
3. С целью целостного представления будущих учителей начальной школы о процессе формирования социальной компетентности младших школьников нами исследовано определение сущности понятия «социальная компетентность». На основе проведения анализа мы предлагаем собственное определение понятия «социальная компетентность младшего школьника» – это интегральное качество ученика младшего школьного возраста, которое предусматривает овладение им определенной системой знаний, сформированность умений и навыков индивидуальной и групповой взаимодействия в социуме и способность моделировать свое поведение в соответствии с социальными нормами и правилами, а также оценивать и корректировать действия и поступки.
4. Социальная компетентность младшего школьника призвана сформировать знания, умения, навыки и способности, которые нужны ученику для дальнейшего образования в постоянно меняющихся социальных условиях, стать главным механизмом в социализации и адаптации, подготовить ребенка к освоению и выполнению основных социальных ролей в обществе, и должен стать конечной целью социализации детей.
5. Понятие «социальная компетентность младшего школьника» как интегральное образование должно иметь компонентную структуру, которая представлена единством и взаимообусловленностью компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного. Их обоснование может стать следующей задачей нашего исследования.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ