Овладение детьми дошкольного возраста способами словообразования

На первом этапе в младшем дошкольном возрасте происходит усвоение закономерностей системы родного языка. Данный период характеризуется трудностями в выделении основных связей и отношений, а также отсутствием языковых средств, позволяющих выражать выявленные связи и отношения. Это способствует преобладанию аналитического подхода, отсутствие синтеза приводит к тому, что на данном этапе отсутствует конечный продукт в виде производного слова. В младшем дошкольном возрасте дети овладевают морфемой, которая имеет собственное значение, происходит ориентация на общую звуковую характеристику морфемы, начинает осознаваться значение некоторых словообразующих аффиксов [8].
На втором этапе (средний и начало старшего дошкольного возраста) восприятию производных слов способствует уже имеющийся языковой опыт ребёнка, значение производного слова выводится с опорой на его структуру, создание производного слова включает осмысление существенных связей и отношений, характерных для реальной действительности. На данном этапе установление связей между явлениями действительности и языковыми средствами, выражающими её способствует возникновению самостоятельной словообразовательной деятельности дошкольников. На данном этапе детьми очень активно создаются производные слова, так как этот период в литературных источниках отмечается как «номинативный взрыв». Активный рост словарного запаса не успевает за потребностью ребёнка в общении, поэтому именно в данном возрасте отмечается резкий рост «детских» слов, опирающийся на продуктивные модели современного языка и строгое соблюдение значений слов, к примеру, «соритель» — тот, кто сорит [11].
Заключительный этап в развитии словообразования детей дошкольного возраста происходит в старшем дошкольном возрасте, усваиваются нормы и правила словообразования.
Таким образом, на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется словообразовательная система языка, постепенно повышается внимание ребёнка к морфемной структуре слова, совершенствуется способность к самостоятельному созданию слов по типичным словообразовательным моделям, что характеризует словотворчество дошкольника как проявление активности детей в овладении правилами словообразования.
В современных исследованиях встречается понятие «языковое чутьё», которое характеризуется пониманием уже в младшем дошкольном возрасте отдельных структурных элементов слова, ориентация на них при образовании нового слова.
По определению А.Г. Арушановой, языковое чутьё рассматривается как способность к воспроизведению усвоенных форм при использовании нового материала; в данное понятие включена система дограмматических ассоциаций, которые не составляют ни грамматических понятий, ни грамматических правил и умений их применения.
В литературе выделены следующие типы ассоциаций:
— ассоциации, которые обеспечивают постановку формально-грамматических вопросов;
— между родовыми словами и соответствующим существительным;
— между формами одного и того же слова;
— между однокоренными словами [14].
Перечисленные выше ассоциации обеспечивают переход от неотчётливого к отчётливому осознанию языковых фактов.
Итак, изучение литературных источников позволило подойти к выводу о раннем начале овладения словообразованием, процесс овладения семантикой производного слова происходит с опорой на осмысление структуры и понимание значения морфем. К началу осуществления систематического обучения в школе речь ребёнка характеризуется овладением всеми формами и значениями русского языка; происходит понимание ребёнком грамматических значений отдельных морфем слова, оперирование ими и использование при создании собственных новых слов на основе чувства языка.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ