Отражение норм морали в нормативных правовых актах.

Цели и задачи

Целью данной работы является изучение норм морали и права, а также их взаимодействия.

Введение и актуальность


Каждая норма, любой идеал, моральное предписание определяют свою цель - поддержание добра и. как следствие, отвлекать человека от зла. Когда человек осознаёт требования поддержания добра как свою личную задачу, то уже можно сказать, что он осознаёт свой долг, заключающийся в обязательстве перед обществом.
Мораль обуславливает нравственность, а нравственность есть регулятор норм права государства и самого права вообще. Иными словами - нравственность регулировщик экономики государства, на основе права.
Моральная норма с латинского языка переводится, как руководящее начало, правило, образец.
Моральная норма определяет моральное сознание человека – элементарной формы морального требования или определенного образца поведения человека в обществе. Моральное сознание определяет устоявшуюся характеристику правил человеческих взаимоотношений и сосуществования в современном мире.
На начальном этапе моральное нормотворчество тесно связывали с религией, которая выводила мораль из божественного откровения, а неисполнение норм морали трактовалось, как грех. В любой религии существует набор моральных заповедей, которые обязательны для исполнения ее верующими.
Нормы морали представляют собой правила поведения людей, устанавливающиеся в обществе на основе моральных представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняющиеся силой общественного мнения или внутренним убеждением.
Моральные нормы регулируют отношения между людьми, а не «внутренний» мир человека.
Моральные нормы в типичных повторяющихся ситуациях носят обязательный характер, определяют поведение людей в них. Люди используют моральные нормы не задумываясь, и обращаются внимание на них только в том случае, когда они нарушаются.
Формирование моральных норм происходит из обычаев, если подходить к этому вопросу с одной стороны, а другой стороны они формируются из норм и правил поведения социума в обществе. Обычай подразумевает собой исторически сложившийся стереотип массового поведения в какой-либо ситуации. Он определяет суть моральной нормы. Мораль, как вид общественных правил, регулирует непосредственно действия (или) поступки индивидов в малой общественной группе. Моральные нормы возникают в каждом обществе стихийно и зависящих от разного рода обстоятельств, включающих особенности трудовой деятельности, ведет человек кочевой или оседлый образ жизни, верования, формы организации его досуга и т.д. Моральные установки представляют собой полезное и целесообразное поведение, результат которого достижение конкретного результата.
Моральная норма представляет собой требование должного или безусловного. Или, если можно выразиться иначе, императивы, которые лежат в основе любой деятельности или достижении какой-либо цели.
Мораль, как совокупность исторически определенных норм и взглядов, выражающихся в действиях и поступках людей, регулирует отношение их друг к другу, обществу и государству, определенному классу или социальной группе, поддерживающейся личными убеждениями, традициями, воспитанием и силой мнения общества.
Право, как система обязательных правил поведения или норм, формально определена и закреплена в официальных документах, поддерживается силой государственного принуждения.
Право, как факт, возникло на определенном этапе человеческого развития. У людей первобытнообщинного строя не было норм права. Они жили и руководствовались в своей деятельности по обычаям и традициям и существовавшим в то время морально-нравственными устоями. Право возникло гораздо позже морали, и его судьба тесно связана с появлением такого важного института социальной жизни, как государство. Мораль как элемент управления социальными явлениями в обществе дала основу праву.
Мораль и право выступают регуляторами общественных отношений, основа которых правовые и моральные нормы.

Заключение и вывод

И мораль, и право являют собой совокупность норм, определяющих, с одной точки зрения, волю господствующих социальных слоев общества, а с другой - моральные и правовые нормы определяют представление о добре и зле, основываясь на таких качествах, как допустимость и справедливость.
Правовые предписания претворяются в жизнь специализированными учреждениями, а моральные требования формируются в условиях существования малой группы, во время постоянного взаимодействия людей.
Моральные и правовые нормы, как факторы регуляции взаимоотношений общества и социально-приемлемого индивидуального и группового поведения представляют собой общекультурный результат исторического совместного опыта человечества, которое по-разному трактуется у разных народов в разное историческое время.
Права помогает государству добиваться утверждения в сознании населения государства общечеловеческих, а также прогрессивных моральных норм, бороться с несправедливостью, злом, а также со всевозможными пороками. Уголовное и гражданское законодательство обязано укреплять законность, прививать людям дух уважения к праву и закону, законным и справедливым интересам человека и общества в целом, а также государства.
Анализ соотношения моральных и правовых норм показывает, что исполнение правовых норм в определенной мере объясняется тем, в какой мере эти нормы соответствуют моральным требованиям. Правовые нормы не должны противоречить положительным общественным устоям. Наряду с этими требованиями морали для общества еще учитываются государственными учреждениями при создании нормативных государственных актов.
Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль способствует укреплению общественного порядка. Специальная функция морали взаимодействия с правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всего общественного порядка. Это возможно проследить на действии правового положения: «Все, что не запрещено законом – разрешено» в регулировании общественного порядка. Реализацию этого принципа не нужно понимать абсолютно, потому, что человек должен руководствоваться лишь названным принципом. В сознании индивида есть такие факторы, как ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание лица, взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение. В нашей стране, в современных рыночных условиях, совершенствуется правовая основа частной собственности, договорных отношений. Частный интерес, предпринимательская инициатива, прибыль все больше обретают приоритетное значение. Утверждается и совершенствуется предпринимательская этика. Среди принципов, исповедуемых в предпринимательской деятельности, важное место занимает суждение: «Прибыль превыше всего, но честь выше прибыли». В этом суждении находит выражение моральное сознание цивилизованного предпринимателя.
Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Судебные и другие правоприменительные органы обращаются при определении юридических мер к моральным нормам, а некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, усиливая их юридическими санкциями. Через право осуществляется охрана моральных норм и нравственных устоев.
Эффективность правовых норм, их исполнение во многом обусловлено тем, насколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы работали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали. Право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества.
Всякое нарушение норм права представляет собой аморальный поступок, но не всякое нарушение моральных норм становится противоправным деянием. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных догм.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ