Фольклорные источники в сказке куприна синяя звезда

Цели и задачи

Целью нашей работы является изучение жанрового своеобразия сказки Куприна «Синяя звезда».

Введение и актуальность


Фольклорный материал различной степени трансформации присутствует на всех уровнях арихитектоники купринских произведений: в предмете изображения, в сюжете и композиции, в системе образов, в языке автора и героев, в символике, наконец, на уровне авторского идеала. Куприн не только использует народные традиции, но и творчески их перерабатывает. Он расширяет семантическое значение фольклорных элементов, которые подвергаются функциональному стилеобразующему системному преобразованию, при помощи которого возникает новая эмоционально-смысловая сфера.
Именно фольклоризм дает творчеству писателя новые возможности. За счет гиперболизации и идеализации образов и явлений Куприн добивается эпичности и монументальности своих творений, а система лейтмотивов, рефренов, сквозных символов вносит в повествование лиричность и элегичность.
Фольклор в большинстве произведений Куприна существует как естественное начало, органически сливаясь с художественной авторской оригинальностью. Развивая положения, содержащиеся в концепции А. И. Лазарева, мы считаем, что фольклоризм зрелого Куприна чаще всего проявляется на уровне тона повествования и может быть назван «тональным» [8, с. 36].
В своем отношении к народной поэзии А. И. Куприн прошел сложный путь эволюционного развития. Ранние произведения писателя представляют фольклор как относительно чужеродный материал по отношению к авторскому мировоззрению и голосу, элемент, выполняющий в повествовании изобразительно-этнографическую роль. В более поздних произведениях замечается избирательное отношение к фольклору, тщательная стилевая адаптация материала, подчинение его идейно-философским задачам, поставленным автором.
Пользуясь терминологией А. И. Лазарева, заметим, что со временем меняются и «технологические» принципы включения фольклорных пластов в художественную структуру произведений А. И. Куприна.
От цитатного (в повести «Олеся») и стилизаторского (повесть «Суламифь») типов использования фольклора в зрелом творчестве писатель переходит к более глубоким уровням изобразительно-литературного фольклоризма («Звезда Соломона», «Юнкера»), где в не всегда явных сочетаниях выступают различные культурные мифологические и фольклорные категории, подчас продуктивно развившиеся уже в литературном и художественном русле. Возникают такие опосредованные по отношению к фольклорной семантике формы, как аллюзия и реминисценция.
В раннем творчестве Куприна фольклорные элементы становятся сюжетообразующими; можно определить доминирующую роль жанров устного народного творчества, например, сказка и быличка в повести «Олеся», легенды и духовные стихи в «Суламифи».
В поздних произведениях предэмигрантского и эмигрантского периода у А. И. Куприна отчетливо проявляются сквозные фольклорные и религиозно-этические мотивы, которые помогают писателю совместить социально-психологический и философский уровни повествования, сочетать конкретную изобразительность и лиричность стилевой манеры.
Меняется и само качество реализма писателя. Если в ранних произведениях («Олеся», «Поединок») А. И. Куприн выступает как последовательный сторонник критического реализма, что проявляется в отборе жизненного материала, принципе изображения человека в его социально-исторических отношениях с окружающим миром, критической направленности произведений, то в последние годы активного творчества писатель сочетает реалистическую конкретность в изображении явлений окружающего мира и романтическую идеализацию прошлого, ослабляет критические и сатирические тенденции в своем творчестве.
Типологический анализ фольклоризма Куприна позволяет проследить вполне осознанную целевую установку писателя на идеализацию прошлого, создание нормативно-этикетной картины мира (роман «Юнкера»). Пристальный интерес к фольклору потерянной родины, ностальгия и идеализация не индивидуальны у А. И. Куприна, а являются закономерностью для эмигрантской прозы таких писателей, как И. Бунин, Б. Зайцев, А. Ремизов, И. Шмелев.
Эволюция фольклоризма Куприна представляется как переход от изобразительно-этнографического фольклора раннего творчества до мировоззренческого уровня фольклоризма в последующем творчестве. В произведениях, написанных в 1897-1917 годы, можно выделить народно-познавательный («Олеся») и «тональный» («Суламифь», «Звезда Соломона») типы фольклоризма.
В творчестве эмигрантского периода в прозе Куприна отчетливо выявляется тенденция к мифотворчеству - стремление не только воскресить ушедшие в прошлое культурные и бытовые традиции, но и заново создать картину светлого, гармоничного, свободного от несправедливости мира. Такой тип фольклоризма может быть охарактеризован как ностальгический.
В поздних произведениях Куприна фольклор становится органической частью метода писателя, сливаясь с авторским голосом, интонационно и стилистически не выделяясь из потока писательского восприятия. Куприн выступает и в качестве талантливого летописца военного быта, его красочные описания обрядов и традиций русского офицерства служат воссозданию тех нравственных ориентиров, которые на протяжении многих веков русской истории позволили российскому воину быть образцом служения отечеству.
Изменением отношения писателя к фольклорному материалу может быть объяснена и эволюция главного героя его произведений. Если в ранних повестях часто изображается интеллигент, далекий от народной жизни, добрый, благородный, но слабый и нерешительный (Иван Тимофеевич, Бобров, Ромашов), то центральным образом позднего творчества становится человек, воспитанный в духе христианской морали (Цвет), ощущающий себя неотъемлемой частью народной стихии (Александров).
Таким образом, системный подход к изучению творчества А. И. Куприна видится невозможным без пристального изучения фольклоризма писателя, который заключается в своеобразии его художественного мышления, в сложной и многогранной ориентации на фольклорные жанры, эпическом видении мира, где преобладают символичность, крупномасштабность, концетрация внимания на всеобщем, вечном.
Фольклоризм Куприна является составной частью творческого метода писателя, проявляется в сознательном использовании народных способов отражения действительности и позволяет автору с позиции народного мировоззрения решать самые разнообразные эстетические и философские проблемы, такие как нравственное усовершенствование и духовное возрождение человека, поиски идеала, смысла жизни, жертвенность и величие любви, - всех тем, которые и в наше время делают творчество Куприна актуальным и любимым для русского читателя.

Заключение и вывод


Использование фольклорных традиций позволяет глубже раскрыть идейное содержание произведения. Фольклорные источники помогают ярче показать героев, сделать сюжет более интересным, добавляют колорита в повествование. Произведение получает новые оттенки, а идейное содержание становится более емким и глубоким.
При создании этой сказки Куприн целенаправленно использовал фольклорные источники и мотивы, чтобы донести до читателей смысл произведения, которое благодаря сходству с легендой и старинными преданиями претендует на притчу поучительного характера. Получается, что сказка вобрала в себя мудрость веков и стала иметь огромное значение для грядущих поколений. Сказка учит мудрости, умению ценить красоту не только внешнюю, но и внутреннюю.
Фольклорные источники помогли создать яркие, неповторимые образы главных героев, близких и понятных каждому человеку. Именно фольклорные источники помогают понять, откуда берутся такие характеры, дают возможность разобраться в психологии персонажей.
Куприн не просто воссоздает фольклорный сюжет, а, опираясь на него, создает оригинальное произведение, дает ему собственное истолкование, основываясь на общих принципах эстетики устного народного творчества, выразившей веками накопленные моральные ценности народа, его философию.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ