Отношение с учителем как фактор мотивации учебной деятельности у старших подростков

Цели и задачи

Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать на практике педагогические приемы, которые будут способствовать формированию мотивации к учебной деятельности у школьников.

Введение и актуальность


На первый план старшие школьники выдвигают мотивы, которые определяют представления об их будущем. В этом возрасте отмечается большая избирательность познавательных мотивов, которая продиктована выбором профессии. Усиливается интерес к выбору способа действий с учебным предметом, к методам теоретического и творческого мышления. Заметно развиваются мотивы самообразования.
Растет значимость широких социальных мотивов, однако, не у всех учеников. У многих проявляются элементы социальной незрелости, потребительства и иждивенчества. Немаловажную роль играют мотивы отношений со сверстниками и учителями: старшеклассники болезненно реагируют на неприятие себя в коллективе, стабилизируются отношения с учителями, но вместе с тем возрастает требовательность и критичность к учителю и его оценке. Однако, наблюдается, что в целом в этом возрасте общее отношение к учению положительное.
Факторы, способствующие процессу обучения [2]:
потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего; становление социальных мотивов гражданского долга;
тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения;
потребность в осознании себя как целостной личности. Оценке своих возможностей в выборе профессии, в осознании своей жизненной позиции;
необходимость самоограничения;
становление целеполагания;
интерес ко всем формам самообразования;
избирательность познавательных мотивов, диктуемая выбором профессии;
устойчивость интересов, их относительная независимость от мнения окружающих.
Факторы, препятствующие процессу обучения [Там же]:
устойчивый интерес к одним предметам в ущерб другим;
неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;
отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя;
сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути;
недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации.
В данном возрасте характерно завершение формирования самосознания, что предполагает особое отношение личности к самому себе. В свою очередь, это связано с высоким уровнем интеллектуального развития личности.
Учитывая то, что мировоззрение ученика формируется именно в старшем школьном возрасте, преподавателю необходимо в полной мере донести до сознания занимающихся комплексное отношение к развитию и культивации в себе чувства учебной мотивации и мотивации в получении новых знаний.
Занятия должны использоваться как средство всестороннего развития личности, для подготовки к труду и защите Родины, а не быть для них самоцелью. В этом возрасте закрепляются нравственные основы школьника. Занятия с педагогом играют здесь значительную роль, так как в ходе учебного процесса у детей воспитываются чувство патриотизма, коллективизма, а также ответственность, честность и справедливость [11].
Самовоспитание старших школьников, в отличие от подростков, направленно на формирование определенного целостного морального облика.
Самовоспитание приобретает характер систематичности, направленный на совершенствование качеств личности с учетом его профессионального самоопределения. Тем не менее, им тоже необходим контроль и умелое руководство учителя-педагога. Преподавателю следует помочь выявить школьнику имеющиеся у него недостатки, а также выбрать соответствующую программу по самовоспитанию и сформулировать правила, которых он должен придерживаться. При этом необходимо контролировать данные результаты, осуществляемые как самим школьником, так и учителем.
Воспитание учеников старшего школьного возраста должно строиться на основе личностного подхода. Данный подход учитывает индивидуальные психологические особенности занимающихся, предусматривает отношение к занимающимся как к ответственной и самостоятельной личности. Компетентный педагог должен видеть и находить в каждом воспитаннике нечто ценное, свойственное только ему, «подбирать ключик» ко всем индивидуально, что существенно повысит мотивацию и любовь школьников к занятиям физической культурой. Личностный подход в воспитании предполагает, что личность учителя-педагога имеет большое значение в формировании положительных качеств у занимающихся.
К. Д. Ушинский указывал, что в воспитании все должно основываться на личности учителя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Завершением воспитания старшеклассников является сформированная личность, которая должна обладать [20]:

Заключение и вывод


В процессе работы над данным исследованием был решен ряд задач, а именно:
1. Был проведен анализ понятия «учебная мотивация в современной педагогике и психологии, благодаря чему было выведено актуальное на сегодняшний день понятие.
Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в деятельность учения. Установлено, что учебная деятельность побуждается иерархией мотивов, имеющих разное происхождение и разную психологическую характеристику. Одни из них – познавательные мотивы заложены в ней самой, связаны с содержанием и процессом учения.
Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.
2. Были изучены возрастные особенности учебной мотивации у школьников старшего возраста, также были рассмотрены факторы, препятствующие и способствующие развитию учебной мотивации у старших школьников.
Подростковый возраст – один из самых важных этапов в рамках формирования и развития учебной мотивации, так как отношение к учебной деятельности у учащихся подросткового возраста имеет двойственный характер. С одной стороны, подростковый возраст – это период снижения мотивации учения, так как у подростка возрастает интерес к окружающему миру, которые лежит за пределами школьной образовательной программы, а также стремление к налаживаю контактов со сверстниками.
С другой стороны, подростковый возраст является базой для формирования зрелых форм мотивации учебной деятельности, в этом возрасте подросток открывает для себя новые возможности для перехода к иной форме учебной деятельности, направленной на самообразование и саморазвитие.
3. Были изучены отношения с учителем как фактор мотивации учебной деятельности школьников, благодаря чему был сделан вывод: основной целью деятельности педагога является разностороннее развитие личности ребенка, а для этого ему необходимо воспринимать каждого ученика как неповторимую, творческую и способную к саморазвитию личность, что само по себе является достаточно сложной задачей в условиях современных школ с большим количеством детей. Современный учитель – это личность, которая является прямым передатчиком знаний для детей, в тоже время отличаясь индивидуальностью и своеобразием проявлений в процессе своей деятельности.
4. Был проведен анализ опыта современных педагогов-практиков по исследованию влияния отношений с учителем на учебную мотивацию старшеклассников.
5. На основе полученного в ходе анализа психолого-педагогической литературы опыта были разработаны методические рекомендации для педагогов по формированию мотивации учебной деятельности у старших подростков посредством выстраивания позитивных взаимоотношенийс педагогом.
В ходе анализа научно-теоретических и экспериментальных исследования отечественных и зарубежных ученых, можно утверждать, что гипотеза, поставленная в настоящем исследовании, подтверждена. Взаимоотношения между педагогом и учеником оказывают значительное влияние не только на рост академических достижений и развитие творческих способностей, но, в первую очередь, формируют интерес школьника к изучению предмета, даже если этот предмет не является приоритетным при поступлении и в последующей профессиональной деятельности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ