Развитие эмпатии у младших школьников

По мнению Кротенко, эмпатия — это моральное качество, которое развивается в зависимости от уровня развития личности, ее способности состояние другого, тесно связана с психологическими новообразованиями и социогенными потребностями человека и существует в двух основных формах — пассивного созерцания (сочувствие) и активного действия (сопереживание). В структуре эмпатии исследовательница выделяет три компонента:
1) эмоционально-оценочный — отражение состояния человека;
2) познавательный — отражение объектов и явлений, на основе которого возникают определенные потребности, цели и мотивы человека, находящегося в определенном эмоциональном состоянии;
3) поведенческий — активное действие, которое субъект направляет на решение емпатогеннои ситуации [13].
Эмпатия у младших школьников, по мнению В. Кротенко, может проявляться в двух основных формах: пассивного созерцания (сочувствие) и активного действия (сопереживание). Переходным звеном между этими двумя формами является активное созерцание, которое понимается как эмоциональный отклик на эмпатогенную ситуацию. Сочувствие и сопереживание при определенных условиях рассматриваются как звенья единой эмпатийного процесса, и как самостоятельные формы проявления эмпатии.
А. Орищенко разработала структуру эмпатии, выделив при этом три уровня:
1) формально-динамический, характеризующий динамические свойства эмпатии (особенности возникновения и течения эмпатийных реакций) и качественные, отражающие психологическую сущность эмпатического процесса (эмоциональная эмпатия, когнитивная, предикативная и действующее);
2) содержательный уровень, в который входят те аспекты эмпатии, касающиеся морально-этического содержания ее объекта;
3) императивный уровень, отражающий индивидуальные представления о социально-культурные «нормы» эмпатийных проявлений [18].
Таким образом, эмпатия – это сложный многоуровневый феномен, структура которого составляет единство эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов. Эмоциональный компонент — способность распознавать и понимать эмоциональные состояния других людей, чувствовать эмоциональные переживания партнера.
Когнитивный – способность мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия других людей; характеризуется восприятием и пониманием внутреннего мира другого человека, проявлением сочувствия.
Поведенческий – способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека; помогающая, способствующая, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ