Особености страхов в дошкольном возрасте

Цели и задачи

Цель исследования: выявить особенности детских страхов в детском возрасте.

Введение и актуальность


Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чье представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтными взаимоотношениями. Эти дети не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенны в себе, боятся не соответствовать ожиданиям взрослых, испытывают страх перед педагогами [16; с.34].
Наиболее полной можно считать классификацию страхов А. И. Захарова:
1. По характеру - природные, социальные, ситуативные, личностные.
2. По степени реальности - реальные и воображаемые.
3. По степени интенсивности - острые и хронические [13].
Несмотря на то, что страх это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной характер, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми.
Некоторые формы страха имеют защитное значение, так как позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.
На патологический страх указывают его крайне драматические выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение), или затяжное, навязчивое, трудно обратимое течение, наряду с непроизвольностью, то есть полным отсутствием контроля со стороны сознания, неблагоприятным воздействием на характер, межличностные отношения и приспособление человека к социальной действительности. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности.
Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или любой объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может быть вызван страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами[22; с. 117].
По мнению Г. Эберлейна, наличие устойчивых страхов у детей говорит об их неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их, когда дети пугаются, вместо того, чтобы действовать, и не могут остановить «разгулявшиеся» чувства [26].
Таким образом, страх по сути является одной из самых сильных человеческих эмоций, которая возникает при возникновении опасности. Отличительной особенностью страха от других эмоциональных переживаний, является то, что под воздействием страха человек отказывается от совершения определенных поступков, которые представляют опасность для его жизнедеятельности.
Таким образом, чувство страха является подсознательным средством защиты человека от опасных ситуаций. При изменении вида и формы выражения страха, он перестает быть продуктивным, чем обусловлено формирование фобии.
Анализируя классификации и виды страхов можно выделить их большое разнообразие, при этом исследователями отмечается сложность их классифицирования и подразделения на виды.
Разнообразные виды страхов выделяют в зависимости от оснований классификации, способов их группировки. Также следует выделить, что у каждой классификации страхов есть свои преимущества и недостатки.

Заключение и вывод


Страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу страх позволяет избежать встречи с ней, играя, таким образом, защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Страх - это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней. Страх может выполнять определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности. Представления об образующих страх источниках опасности являются известным коммуникативным или жизненным опытом. Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Каждому здоровому человеку свойственно чувство страха, поскольку эта способность имеет большое значение для самосохранения. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью.
При анализе проблемы детских страхов можно выделить, что их формирование сопровождает все этапы развития личности, начиная от раннего детства и заканчивая пожилым возрастом. При этом большинство страхов формируется в детстве, по сути, представляя отражение особенностей окружающего ребенка социума.
При частом повторении состояния повышенной тревожности в различных жизненных ситуациях, возникает также большое количество детских страхов. Но следует учитывать, что боязливость и страх в период дошкольного возраста не являются устойчивой чертой характера и относительно обратимы при их своевременной и адекватной коррекции взрослыми. Также важность коррекции детских страхов обусловлена тем, что страхи оказывают существенное влияние на развитие различных личностных сфер.
Детские страхи «взрослеют» вместе с ребенком, приобретая характер более реальных и социализированных. Поэтому, появление своевременное появление не слишком ярко выраженных страхов, можно рассматривать в виде одного из подтверждений полноценного детского развития.
Анализируя методы и формы коррекции детских страхов, можно выделить, что переживание страха при его отображении посредством рисования ведет к ослаблению его травмирующего влияния на личность ребенка. При отождествлении себя с сильными и положительными, уверенными в своих силах героями, ребенок вступает в борьбу со злом, ощущая силу, геройство, бесстрашие и способность противостоять насилию и злу. Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения, даже гнева, но только не страха и печали.
Разыгрывание ситуации страха дает возможность отреагировать напряжение и снимая его, перенести на куклу. При этом создаются предпосылки для переживания ребенком в организованной игровой деятельности ощущения решимости и собственной силы. Поэтому, если ребенок в игре исполняет роль страшного ему персонажа, разыгрывая ряд игровых действий, в некоторых случаях этого достаточно для избавления от страхов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ