Особенности восприятие времени младших школьников

Цели и задачи

целью работы является изучение особенностей восприятия времени младших школьников.

Введение и актуальность


В психологии восприятие определяют как активный процесс построения чувственного образа в результате воздействия у человека на органы чувств энергии, отражаемой или излучаемой объектами внешнего мира. В данном определении важно абсолютно всё, потому что на самом деле у людей образы могут возникать и без воздействий, они не будут образами восприятия.
Восприятие действует в разных системах психологии при связывании с чем либо:
связывая восприятие с эйдетической памятью;
связывая наглядно-образное с мышлением;
связывая восприятия с речью.
Этапы развития восприятия заключаются в порядке освоения перцептивных действий [24]:
1) Освоение и проведение идентификации:
происходит при обследовании качеств предмета, совпадающего полностью с эталонами;
действие идентификации сначала проходит в практике, путем примеривания объектов друг к другу. После происходит обучение «примеривание» образов.
2) Освоение процесса отнесения к эталону:
используется образ-эталона для сбора свойств объекта;
требуется устанавливать сходство предметов и видеть разницу между ними;
в дошкольном возрасте хорошо осуществляется только при благоприятных условиях.
3) Освоение процесса перцептивного моделирования:
соотносятся свойства изучаемого объекта с несколькими эталонами, что значит построение «эталонной модели».
Дискретными операциями является лепка и рисование, а аппликация и конструирование это дискретный материал.
Существует понятие ортоскопического восприятия – постоянность размеров, цвета и формы предмета. При различных условиях восприятия, объект видится правильно, то есть он той же величины, цвета, формы постоянно, но только находится на дальнем расстоянии от зрения или временно затуманен в глазах человека.
В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.
Классификация основных видов восприятия
Схема1. Классификация основных видов восприятия.
Восприятие движения
Восприятие времени
Вкусовое восприятие
Обонятельное восприятие
Осязательное восприятие
Слуховое восприятие
Зрительное восприятие
Восприятие пространства
По основной модальности
По форме существования материи

Заключение и вывод

1. «Проблема восприятия является коренной проблемой психологической науки», и «какие бы психические явления мы ни рассматривали, они неизбежно обнаруживают свой чувственный источник; что, стало быть, психическое по главнейшей своей характеристике есть отражение субъектом воздействующей на него реальности, в связи и отношения с которой он вступает», - писал А. Н. Леонтьев о феномене, реально определяющем возможности, особенности и условия развития человека [25]. При этом важно учитывать, что восприятие в этом плане является дифференцирующим признаком эволюционного процесса, характеризующим уровень развития живого. Способность воспринимать действительность обеспечивает реальность существования человека. Не случайно восприятие стало предметом активного изучения ученых разных стран.
Начиная с 1 класса, время является регулятором учебной деятельности и жизни школьника. В процессе обучения в школе нет ни одного вида деятельности ребенка, где важным условием для усвоения умений, навыков, знаний и развития мышления не была бы пространственно-временная ориентировка.
2. Большое количество дополнительных трудностей приходится преодолеть детям, у которых не развиты в достаточной степени временные различия. Дети буквально с самых первых уроков должны уметь работать в одном ритме и темпе, беречь время, уметь управлять во времени собственными действиями, укладываться в отведенное время[17]. Ученики должны в 1 классе научиться не опаздывать на занятия, все успевать, начинать вовремя выполнять домашнее задание дома.
3. Эмпирические исследование проводилось на базе МОУ Сретенская СОШ с 1 по 31 ноября 2018 года. В исследовании принимали участие 10 дошкольников в возрасте 5-7 лет и 10 учащихся младшего школьного возраста 8-9 лет.
Высокий уровень сформированности временных представлений из 10 дошкольников не было выявлено ни у одного ребенка, средний уровень лишь у трех детей (30%), а низкий констатировался у 7 воспитанников (70%).
В то же время дети младшего школьного возраста показали более высокие результаты: высокий уровень восприятия времени был выявлен сразу у 8 детей из 10 (80%), средние результаты по исследованию отмечаются у 2 учащихся (20%), что говорит в наличии в целом у учащихся сформированных временных представлений.
4. Спецификой в организации занятий является и обязательное наличие практической деятельности: это упражнения с моделями суток и времен года, игры на воспроизведение ритма, сигнала, упражнения на измерение интервалов времени песочными часами, дидактические игры «Разложи по порядку», «Что сначала, что потом», «Составь целое» и другие. В конце каждого занятия включается работа в тетрадях по данной теме, тем самым закрепляется пройденный материал, развивается мелкая моторика рук и ориентировка на листе бумаги, например, упражнения на штриховку, обведение по точкам, раскрашивание, «Лабиринты» и т. д.
В результате систематической работы у детей формируются знания о текущей дате, о текучести и периодичности времени, о повторяемости и длительности календарного года, его необратимости и этапах его измерения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ