Воспитание у младших школьников ценностного отношения к природе и окружающей среде

Цели и задачи

Цель исследования: теоретически обосновать педагогические условия воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.

Введение и актуальность


Большом энциклопедическом словаре «отношение» определяется как философская категория или научный термин, обозначающий любое понятие, реальным коррелятом которого является определенное соотнесение (связь) двух и более предметов. В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (1978) понятие «отношение» трактуется как «взаимная связь разных величин, предметов, действий, явлений, касательство между чем-нибудь». В психолого-педагогическом словаре (2016) «отношение» определяется как фиксированное по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств. Из приведенных определений мы выделяем общее положение о том, что термин «отношение» характеризует связь между субъектами.
В некоторых литературных источниках категория «отношение» рассматривается широко, например, во взаимосвязи с категорией «Мировоззрение»: «Мировоззрение является, с одной стороны, отражением мира, с другой стороны – ценностным отношением к нему человека и выступает в качестве метода познания» [14, с.5]. При этом ценностное отношение – внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений.
В большинстве литературных источников понятие «отношение» рассматривается в близкой связи с понятием «личность». Так, И.Ф. Харламов даёт следующее определение понятия «отношение»: «отношение можно трактовать как выражение определённых связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и, которые, затрагивая сферу её потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на её поведении и развитии» [5, с.298]. При этом, как подчёркивает автор, закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях – есть личностное качество.
Ценностное отношение к природе, по мнению Пидкасистого П.И., предполагает осмысление человеком значимости природы по следующим критериям: для жизни и счастья, для присутствия красоты в жизни, для радости общения с представителями флоры и фауны, для созидания продуктов и сырья, для физического и психологического комфорта, для ощущения себя частью природы и продуктом природы.
Ценностное отношение к природе формируется благодаря осознанию человеком значения природы в удовлетворении личных и общественных интересов и потребностей, путем ориентирования личности на гармоничное взаимодействие с природой.
Ценностное отношение к природе у младших школьников определено как ценностные нормы, установки, правила взаимодействия ребенка с природным окружением и переживаемые при этом чувства (Т.А. Серебрякова, 2016).
Большинство авторов сходятся во мнении, что ценностное отношение к природе – это личностное образование, включающее устойчивое, личностное принятие природы в качестве субъекта непрагматического взаимодействия, обеспечивающее усвоение обобщенных знаний о природных системах, осознание их полифункциональной ценности проявление ценностного отношения к ним (для длительного существования общества и природы), что предполагает активную деятельность по восстановлению, сохранению и развитию многообразия природы.
структуре ценностного отношения к природе у младших школьников Е.Н. Лазаренко (2012) выделяет эмоциональный, когнитивный и деятельностный компоненты. Эмоциональный компонент заключается в чувственно эмоциональном восприятии природы. Когнитивный предполагает эмоциональное восприятие системы знаний о природе как ценности на уровне понятий, представлений и идей. Деятельностный компонент ценностного отношения предполагает связь младшего школьника с окружающей средой, которая реализуется посредством активной, сознательной природоохранной деятельности.

Заключение и вывод

Проблема сущности экологического образования, как видим, многогранна. Его значение, цель и роль нельзя ограничивать подготовкой экологически образованных школьников. Суть процесса экологического образования школьников заключается в своеобразном преобразовании экокультурных ценностей в личностно значимые. Экологическое образование нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы, это, прежде всего, необходимый компонент воспитания личности, способной решать задачи будущего развития нашей цивилизации. Поэтому экологическое воспитание и образование следует рассматривать как один из приоритетных факторов, влияющих на прогрессивные изменения общества.
Сущность экологического образования можно определить следующими ключевыми категориями: сознания, культуры, поведения, ответственности, через которые проецируется понимание экологического воспитания. Ученые предлагают также исследовать экологическое образование в координатах других категорий: мировоззрение – ценности – отношения – поведение как взаимосвязанных и взаимозависимых в процессе организации экологического воспитания.
Ценностное отношение к природе формируется в процессе экологического воспитания и проявляется в таких признаках: осознании ценности природы в жизни человека, самоценности природы; чувстве личной причастности к сохранению природных богатств, ответственности за них; способности личности гармонично сосуществовать с природой; умении вести себя компетентно, экологически безопасно; в критической оценке потребительски-утилитарного отношения к природе, которое приводит к нарушению природного равновесия, обострению экологического кризиса; активному участию в практических природоохранных мероприятиях; в осуществлении природоохранной деятельности по собственной инициативе; в экологическом просвещении.
Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что после проведения работы по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста средствами авторской сказки природоведческого содержания детей с высоким уровнем экологической воспитанности в ЭГ, детей с высоким уровнем экологической воспитанности стало 40%, в контрольной - 20%; со средним уровнем в экспериментальной группе - 60%, в контрольной – 53,3%; детей с низким уровнем экологической воспитанности в экспериментальной группе 0%, в контрольной – 26,7%.
Авторская сказка, в основе которой лежат конкретные научные факты, а форма представления информации образная, за счет эмоционально-насыщенного характера обеспечивает эффективность усвоения детьми младшего школьного возраста экологических представлений о живых организмах, их взаимосвязи друг с другом и со средой обитания, взаимосвязь человека и природы; формирование положительного эмоционально-ценностного отношения, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе.
Таким образом, на основании проведенного исследования, считаем, что наша гипотеза полностью подтвердилась, цель работы реализована, задачи выполнены в полном объеме.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ