Особенности работы журналиста-интервьюера в программах о культуре (на примере «Белая студия» и «Игра в бисер»)
Цели и задачи
Цель работы: выявить особенности подготовки и проведения интервью ведущими программ «Белая студия» и «Игра в бисер».
Введение и актуальность
По мнению А.У. Абдуллоевой, определенная часть современных телевизионных интервью имеет популярность в том числе из-за манер работы и образов ведущих. Чаще всего – это лидеры мнений, многоопытные журналисты и мудрые, любознательные люди, патриоты своего Отечества. К таким можно отнести В.В. Познера, передачи с которым часто имеют вид интервью-бесед – журналист примерно на равных с героем обсуждает актуальные вопросы.
Все возможности телевидения могут быть использованы для создания передач-интервью, которые из-за своих оригинальных концепций сложно как-либо конкретно классифицировать (что, возможно, является причиной их успеха). В отличие от более привычных интервью-бесед («Школа злословия» и так далее), программа «Сто вопросов к взрослому» была построена на вопросах детей и ответах одного, специально приглашенного в студию, взрослого. Передача имела черты пресс-конференции, но таковой не являлась – журналистов в ней не было, а их функции выполняли дети.
По мнению А.В. Булатовой и Т.Г. Карповой, мультимедийность в определенной степени была присуща телевизионным интервью всегда, поскольку телевидение изначально формировалось как средство массовой информации, способное предложить аудитории материал одновременно в двух форматах – видео и аудио. Но современный высокий технический уровень оснащения телеканалов, а также компетенции их специалистов позволяют вносить в содержание передач-интервью новые технико-творческие элементы. К примеру, во «Временно доступен» часто использовалась стена видеоблогов – выбрав один из них, герой может прослушать заранее записанное сообщение медийного лица на определенную тему и прокомментировать его.
Высокая популярность телевизионных интервью, их эффективность в передаче аудитории смыслов, предопределила развитие жанра в интернет-пространстве. Сегодня большую популярность имеет видеоблог «вДудь», который представляет собой телевизионное интервью автора с героем, но исключительно в интернете со всеми вытекающими отсюда особенностями: отсутствие запретных тем и частой и однообразной рекламы, использование ненормативной лексики.
Все современные особенности программ-интервью на отечественном телевидении формируют их обобщенный образ как сложных телевизионных продуктов, авторы которых стремятся не только задавать вопросы на актуальные темы и получать ответы, но и содержательно и технически разнообразить ход программы для привлечения самой широкой аудитории.
Система подготовки интервью со стороны интервьюера прослеживается в труде «Организация информационного производства на телевидении». Предварительная подготовка является обязательным элементом и не менее (а иногда более) важным, нежели беседа. Этот этап включает в себя следующие «элементы-действия» журналиста:
– поиск и выбор темы, изучение ее;
– определение целей интервью и задач;
– подбор собеседника;
– сбор материала, относящегося к теме интервью;
– предварительная встреча с героем;
– договоренность об интервью;
– формулирование вопросов.
Если более подробно рассматривать эти действия, то становится ясно, что под темой в случае подготовки к интервью (как, пожалуй, и во всех остальных случаях в журналистике) должна пониматься формулировка основного предмета разговора, появление у журналиста главного вопроса всей беседы. Это отправная и важнейшая точка подготовки интервью. Можно предположить, что она в какой-то степени предопределяет все остальные действия.
Определение целей интервью дает возможность журналисту тщательно продумать то, с чего начинать разговор, как начинать и прочее, то есть, мы говорим о задачах, которых всегда больше, нежели целей (причем, цель может быть всего одна).
Любое интервью начинается с согласия человека пообщаться, с определенной, чаще всего устной, договоренности. Журналист должен иметь в виду, что на этой стадии очень многое зависит от его умения разговаривать и договариваться, понимать своего героя с психологической точки зрения.
После того, как журналист определился с собеседником, он начинает знакомиться с материалом, касаемым творческой жизни героя, из различных источников.
После этого этапа, даже чаще после весьма долгого сбора информации, журналист формирует главные вопросы.
Рассмотрим ход интервью с позиции интервьюера. В первую очередь важно отметить, что значение в случае телеинтервью (в отличие от, скажем, радийного) приобретает внешний вид журналиста, особенно в сочетании с оформлением студии. В.Ф. Познин подчеркивает: для создания у аудитории благоприятного образа всей передачи в целом эти элементы должны быть поданы в едином концептуальном стиле, а также подчеркивать и отражать суть передачи. Эклектичность в стиле может присутствовать, но она должна быть полностью оправданна.
Телевизионный экран способен передавать аудитории не только внешний вид ведущего и обстановку, в которой проходит общение, но и манеру поведения журналиста. Таковая является одной из важнейших составляющих его образа, и она должна иметь жесткую связь с концепцией программы. Неприемлемо, если в передаче, посвященной серьезным общественно-политическим проблемам, ведущий при общении использует уменьшительно-ласкательные слова, излишне жестикулирует, много шутит и смеется и так далее. Такие элементы могут отвлекать аудиторию.
М.М. Наумова подчеркивает, что телеинтервью часто отличаются своей естественностью благодаря импровизациям ведущих, поскольку такие программы «рождаются здесь и сейчас».
Н.А. Сацирова и Н.В. Тыщук отмечают, что работа журналиста над телевизионным интервью способна создавать у зрителей чувство сопричастности к разговору, то есть, исследователи пишут о психологическом «эффекте присутствия».
Интервью, как довольно распространенному журналистскому жанру, присущи и этические особенности: при работе журналист должен учитывать большое количество различных моментов, большинство из которых исходят из самой сути жанра «интервью» – коммуникация сотрудника СМИ с одним или несколькими собеседниками и фиксация результатов общения. Это и необходимость согласования результата работы (конечного материала), и соблюдение условия конфиденциальности информации, и уважение к собеседнику.
Заключение и вывод
На основании анализа в главе 2, охарактеризуем и сравним особенности подготовки и проведения интервью ведущими программ:
1. Темы выпусков «Белой студии» и «Игры в бисер» касаются того, что читают люди. Но в содержании первой передачи находит свое отражение и то, какие кинематографические продукты предпочитают популярные в нашей стране персоны. Таким образом, задача И. Волгина и в особенности Д. Златопольской усложнена необходимостью работать с большим массивом данных.
2. Усложнить работу может и то, что список героев «Белой студии» составляют исключительно популярные, а значит, сильно занятые люди. Гости «Игры в бисер» не настолько известны, как собеседники Д. Златопольской, а потому, вероятно, не имеют такого жесткого графика деятельности.
3. Инициатива приглашения конкретных героев может исходить от ведущих, основаниями для приглашения могут быть личные предпочтения и знакомства. В последнем случае ведущим с героями может быть проще общаться как за кадром, так и в кадре.
4. Коммуникацию с героями формируют используемые типы интервью – беседа в случае «Белой студии» и круглый стол – «Игры в бисер». И если Д. Златопольской следует концентрироваться на ответах одного человека, то И. Волгину в определенной степени приходится слушать и слышать всех четырех своих гостей, что сложнее.
5. Задачи интервью – это всегда вопросы (заранее заготовленные, логичные вопросы, исходящие из ответов собеседника), задаваемые журналистами гостям при общении, которые предопределяются целями программ. «Белая студия» предназначена для освещения того, что читают и смотрят популярные сегодня люди, как эти произведения на них повлияли, и как те же книги и фильмы могут воздействовать на других. Цель «Игры в бисер» можно описать как пропаганду среди аудитории наиболее значимых произведений мировой и отечественной литературы. Задачи и цели предопределяют необходимость тщательных подготовок к записям передач. Вероятно, ведущие подходят к этому этапу со всей возможной ответственностью.
6. Предварительные встречи с героями возможны только в случае работы над «Белой студией», поскольку для съемок одного выпуска приглашается только один человек, тогда как для создания передачи И. Волгина – четыре. Возможно, последняя особенность в случае «Игры в бисер» негативно влияет на процесс формулирования и озвучивания вопросов интервьюером из-за эфирного недостатка времени. Но точно исследовать это невозможно.
7. Успех программ в определенной степени зависит от внешнего вида и манеры поведения ведущих. Мы выяснили, что таковые характеристики в основном согласуются с концепциями передач, подходят оформлению студий, в своем поведении интервьюеры соблюдают нормы этики. Подобное нельзя назвать случайностями – это закономерности, поскольку авторы программ, Д. Златопольская и И. Волгин не могут не понимать, что ведущие – это «лица» определенных передач, их «визитные карточки».
8. Но, насколько бы хорошей не была работа ведущих, они в основном не способны формировать чувство участия зрителей в общении из-за возникающего барьера между показываемым и аудиторией.
1. Темы выпусков «Белой студии» и «Игры в бисер» касаются того, что читают люди. Но в содержании первой передачи находит свое отражение и то, какие кинематографические продукты предпочитают популярные в нашей стране персоны. Таким образом, задача И. Волгина и в особенности Д. Златопольской усложнена необходимостью работать с большим массивом данных.
2. Усложнить работу может и то, что список героев «Белой студии» составляют исключительно популярные, а значит, сильно занятые люди. Гости «Игры в бисер» не настолько известны, как собеседники Д. Златопольской, а потому, вероятно, не имеют такого жесткого графика деятельности.
3. Инициатива приглашения конкретных героев может исходить от ведущих, основаниями для приглашения могут быть личные предпочтения и знакомства. В последнем случае ведущим с героями может быть проще общаться как за кадром, так и в кадре.
4. Коммуникацию с героями формируют используемые типы интервью – беседа в случае «Белой студии» и круглый стол – «Игры в бисер». И если Д. Златопольской следует концентрироваться на ответах одного человека, то И. Волгину в определенной степени приходится слушать и слышать всех четырех своих гостей, что сложнее.
5. Задачи интервью – это всегда вопросы (заранее заготовленные, логичные вопросы, исходящие из ответов собеседника), задаваемые журналистами гостям при общении, которые предопределяются целями программ. «Белая студия» предназначена для освещения того, что читают и смотрят популярные сегодня люди, как эти произведения на них повлияли, и как те же книги и фильмы могут воздействовать на других. Цель «Игры в бисер» можно описать как пропаганду среди аудитории наиболее значимых произведений мировой и отечественной литературы. Задачи и цели предопределяют необходимость тщательных подготовок к записям передач. Вероятно, ведущие подходят к этому этапу со всей возможной ответственностью.
6. Предварительные встречи с героями возможны только в случае работы над «Белой студией», поскольку для съемок одного выпуска приглашается только один человек, тогда как для создания передачи И. Волгина – четыре. Возможно, последняя особенность в случае «Игры в бисер» негативно влияет на процесс формулирования и озвучивания вопросов интервьюером из-за эфирного недостатка времени. Но точно исследовать это невозможно.
7. Успех программ в определенной степени зависит от внешнего вида и манеры поведения ведущих. Мы выяснили, что таковые характеристики в основном согласуются с концепциями передач, подходят оформлению студий, в своем поведении интервьюеры соблюдают нормы этики. Подобное нельзя назвать случайностями – это закономерности, поскольку авторы программ, Д. Златопольская и И. Волгин не могут не понимать, что ведущие – это «лица» определенных передач, их «визитные карточки».
8. Но, насколько бы хорошей не была работа ведущих, они в основном не способны формировать чувство участия зрителей в общении из-за возникающего барьера между показываемым и аудиторией.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт