методы и способы обучения учеников начальной школы работе с текстами в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Цели и задачи

цель моей работы - рассмотреть методы и способы обучения учеников начальной школы работе с текстами в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Введение и актуальность


На уроках русского языка учащиеся сталкиваются со словами, правописание которых надо запомнить. Дети повторяют их, записывают на доске. В программах по русскому языку четко определено количество слов для запоминания правописания и произношения одновременно. Их следует обрабатывать как на уроках родного языка, так и чтения.
Систематическая работа над текстом служит основой для формирования у учащихся речевых умений и навыков и позволяет наблюдать, всесторонне анализировать и обобщать различные лексические и грамматические явления в их фактических взаимосвязях.
Учеников необходимо учить правильно воспринимать эмоционально-оценочную информацию высказывания, развивать у них умение понимать значение общего тона, темпа, громкости (силы) голоса и тому подобное. Значительное внимание уделяется умению следить за развитием мысли, осмысленно членить тексты на составные части, определять главную мысль текста. В процессе формирования умений строить собственные связные высказывания, важно наглядно раскрывать детям особенности текстов в зависимости, от того, кому они адресованы, и от цели и общей ситуации речи.
На материале учебно-научных текстов детям целесообразно объяснять новое, писать из памяти выборочные диктанты. Знание о типах предложения, полученные на уроках родного языка, учащиеся закрепляют в ходе обработки художественных текстов на уроках чтения, учатся правильно интонировать вопросительные, побудительные, восклицательные предложения.
Самым эффективным способом проверки понимания научного текста является вопрос по его содержанию с несколькими вариантами ответа на каждый из них, среди которых надо выбрать правильный. Проверка аудиативных умений путем пересказа текста или беседы по его содержанию не является объективной, поскольку часто случается так, что ученик понимает текст, но не может логически построить его пересказ, правильно сформулировать ответ на поставленные вопросы во время беседы по его содержанию.
Важное место в формировании информационно-аналитической компетентности учащихся начальных классов отводится развитию навыков устной диалогической и монологической речи (говорение). Работа над диалогом предусматривает два этапа:
1) воспроизведение, разыгрывание диалога с прослушанного или прочитанного текста;
2) составление диалога с ситуативным рисунком, словесно описанной ситуацией, опорой на вспомогательный материал, а также самостоятельно, соблюдая правила этикета, культуры общения.
Систематическим применением знаний о предложении, полученных на уроках родного языка, в ходе обработки учебно-научных текстов на уроках чтения у учеников успешно формируются аналитико-синтетические речевые умения. Различные упражнения побуждают детей определять главную мысль произведения, домысливать ситуации. Школьники любят работать над текстом, подбирать заголовки, различать жанры. Такие задачи активизируют их мышление, развивают познавательные интересы.
В развитии учебно-познавательной культуры важное значение имеет проблемно-поисковая ситуация - постановка перед учащимися определенных познавательных задач, содержащих в себе противоречие, которое вызывает дискуссии, побуждает к размышлениям, выводам. Иногда необходимо создать такую ситуацию, чтобы учащиеся убедились в недостаточности своих знаний, почувствовали потребность приобрести новые знания.

Заключение и вывод

Итак, в соответствии с требованиями ФГОС к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В ФГОС начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной задачи называется «формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
Поскольку информационно-аналитические умения являются именно теми способностями ребенка, которые на начальном этапе обучения в школе формируют основу для дальнейшего восприятия учебного материала, объясняется необходимость с помощью инновационных методологий и подходов со стороны педагога развить данные умения в процессе урока русского языка.
Базисом для упражнений разного характера в ходе урока является учебно-научный текст, специфика построения, тематики и использованной лексики которого способствует развитию умения качественно воспринимать и анализировать информацию ребенком младшего школьного возраста.
Следовательно, формирование информационно-аналитических умений в ходе уроков русского языка - это непременное условие полноценной учебы учеников.
Процесс формирования имеет специфический характер: в нем органично взаимодействуют смысловая, мотивационная и процессуальная стороны аналитической обработки учебно-научного текста с помощью правильно предоставленной помощи преподавателя. Вместе с приемами, которые стимулируют детей к самостоятельному применению этих умений, практикуются специальные задания и средства учебы умственных действий, которые составляют структуру каждого умения.
Гипотеза о том, что использование в обучении младших школьников текстовых задач способствует формированию у них грамотности чтения информационных текстов, подтвердилась.
В заключение можно еще раз отметить, что в ФГОС начального общего образования в качестве приоритетной задачи называется формирование читательской компетентности младшего школьника.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ