Особенности пассивно-наблюдающих исследований в психологии

Цели и задачи

Цель работы - изучение пассивно-наблюдающего исследования в деятельности психолога.

Введение и актуальность


На самых первых этапах становления науки психологии обязательным для исследователя было связывание доказываемой теоретической позиции при понимании предмета психологии и оценки возможностей научного наблюдения. При этом, психическая реальность во многом представлялась недоступной непосредственному наблюдению (за исключением метода интроспекции), а при использовании самонаблюдения явно менялась по причине самой познавательной цели наблюдать.
Именно поэтому эмпирическая психология столкнулась со смешением ярлыков «ненаучности» исследования и «ненаблюдаемости» субъективного опыта человека. При этом бихевиористы говорили о том, что непосредственно наблюдаемым является только лишь поведение, представляемое ими, в свою очередь, как совокупность внутренних и внешних реакций. Приверженцы данного направления полагали, что психические явления могут считаться существующими только в той степени, в какой они могут быть вычленены через внешнего наблюдателя. В данном случае имело место смешение оценок по критериям научности метода, а также наблюдаемости изучаемой реальности.
В процессе развития психологии в значительной степени изменялись и становились более разнообразными положения о том, что именно является фактом психической реальности, что можно изучать в качестве психологических данных.
Изменилось также и представление о том, что именно можно наблюдать, в какой связи находится наблюдаемое с ненаблюдаемой психической реальностью. Современные теории вследствие различий общих теоретических позиций отвечали на данный вопрос по-разному.
К наблюдаемому в психологии относят следующее:
1) поведение субъекта;
2) внешне отличимые формы взаимодействия людей в группах;
3) вербальное сознание личности, которое выражено в речи;
4) различные экспрессивные формы эмоциональных состояний субъекта;
5) те черты личности, которые проявляются в ее поступках, а также биографический путь личности.
Таким образом, различные представления исследователей относительно того, что может относиться к наблюдаемому, определялось пониманием предмета изучения. Все это находит отражение в конкретизации целей наблюдения, а также путей определения тех внешних параметров, которые действительно должны фиксироваться наблюдателем. Уже в целях наблюдения должен быть отражен подход самого исследователя к интерпретации наблюдаемых фактов психической жизни человека. Поэтому развести объяснительное и описательное наблюдение в психологии довольно сложно.
Рассмотрим основное преимущество метода объективного наблюдения. Оно заключается в том, что позволяет изучать психические процессы в естественных условиях.
К процедуре наблюдения предъявляют такие требования, как:
а) необходимость определения задачи и цели (вопросы: для чего? с какой целью?);
б) необходимость выбора объекта, предмета, ситуации (вопрос: что именно наблюдать?);
в) необходимость выбора способов наблюдения, наименее влияющих на исследуемый объект, а также наиболее обеспечивающих сбор необходимой информации (вопрос: как наблюдать?);
г) необходимость выбора способов регистрации наблюдаемых фактов (вопрос: как вести записи?);
д) необходимость обработки и интерпретации полученной информации (вопрос: каков должен быть результат?).
Рассмотрим основные недостатки метода наблюдения. Во-первых, интересы, личностные особенности и психологические состояния наблюдателя могут оказывать влияние на результаты и ход наблюдения. Причем, тем больше искажение действительности, чем сильнее сам наблюдатель будет ориентирован на подтверждение собственной гипотезы.
Ведь он воспринимает избирательно лишь часть происходящего. Процесс длительного наблюдения приводит не только к усталости, адаптации к ситуации, но также и вызывает чувство монотонности, что, в свою очередь, увеличивает опасность возникновения неточных записей.
Помимо этого, определенную сложность представляет интерпретация полученных данных. И, в завершение, наблюдение требует значительных временных затрат.

Заключение и вывод

В теоретической части работы мы определили, какие методы применяются в психологии для сбора эмпирических данных, их классификацию.
Помимо этого, мы подробно описали метод наблюдения, его особенности, определение, особенности организации, преимущества, ограничения, а также процесс развития и изменения.
Нами было выявлено, что сам наблюдатель даже при соблюдении всех правила организации пассивного наблюдения, все же может оказывать влияние на сам процесс наблюдения, а также на результаты внесенных результатов в протокол, на выводы, которые сделает наблюдатель при интерпретации полученных данных. Повлиять на это может мимика, голос, пантомимика, интонация, так как они являются внешними проявлениями внутреннего состояния, на которые и ориентируется наблюдатель в процессе определения модальности эмоций.
Также мы выявили, что влияние на результат наблюдения может оказать и личное отношение наблюдателя к наблюдаемому субъекту, а именно симпатия или антипатия. Также большую роль играют опытность самого наблюдателя, его предварительные знания о наблюдаемом человеке или контексте ситуации.
Мы определили, что основными путями контроля субъективности наблюдателей является усиление целенаправленности, а также систематизации наблюдения и поиск более адекватных наблюдаемому процессу, либо явлению «единиц» для описания систем интерпретации данных наблюдения.
Качественное описание пассивно-наблюдающего исследования составляет основу отражения всех результатов наблюдения.
Помимо этого нами была проанализирована система категорий, охватывающих все возможные проявления изучаемого процесса или явления, а именно – стандартизованная процедура наблюдения Р. Бейлза, служащая для описания взаимодействия членов малой группы при совместном решении задачи.
Таким образом, мы рассмотрели особенности методов исследования, применяемых в психологии, охарактеризовали наблюдение как психологический метод исследования, а также проанализировали особенности пассивно-наблюдающего исследования в работе психолога.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ