Основные тенденции развития российского чиновничества в XVIII-начале XX вв.

Цели и задачи

Цель работы – рассмотреть основные тенденции развития российского чиновничества.

Введение и актуальность


Наиболее полно развил в своих произведениях идею государства, устроенного для общего блага, известный идеолог абсолютизма Феофан Прокопович. Слова эти - «общее благо», «общая народная польза» - буквально не сходили с уст писателя. Ими он мотивировал все узаконения Петра I, начиная с отмены религиозных постов и кончая «Правдой воли монаршей». Всенародная польза, общее благо, по Прокоповичу, являются и причиной, и конечной целью установления государства: «Всякая власть верховная едину своего установления вину конечную имеет всенародную пользу».
Таким образом, новое обоснование власти стало в основном рациональным, в то время как в XVII в. оно было по преимуществу религиозным. Это имело принципиальное значение для новой государственности - снимало с государя ограничение традицией и обычаем. Традиция перестала быть священной, а древность государственных институтов - критерием их совершенства, что позволило верховной власти на законном основании вносить в государственный строй и общественный быт большие изменения, руководствуясь вполне рациональным соображением - стремлением к общему благу.
Петр I заимствовал идеи государей XVII в. о службе: «...и впредь служить со всяким усердием и желательным радением». Но Петр I тверже и требовательнее относится к службе своих подданных. В Морском уставе в присяге всякого воинского чина людям говорится: «...служить его величеству... со всею ревностию, по крайней силе своей, не щадя живота и имения. И все протчее, что к пользе его величества, и его государства, чинить по доброй христианской совести, без обману и лукавства, как доброму честному и верному человеку надлежит». Вышние и нижние офицеры должны охранять со всяким тщанием и ревностию интерес своего государя и государства.
Итак, Петр I, сам беззаветно служивший России, требовал от дворянства службы напряженной, тяжелой, невиданной в Московской Руси. Петру некогда было доказывать непонимающим и несогласным необходимость преобразований, он не доказывал, а принуждал.
Каждый чиновник, по мнению Петра I, являлся слугой государства, он должен трудиться для достижения общего блага. Чтобы хорошо выполнять обязанности, чиновники должны были неуклонно следовать закону. В именном Указе Петра I от 17 апреля 1722 г. «О хранении прав гражданских и невершении дел против регламентов...» по этому поводу говорилось так: «Ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, понее всуе законы писать, когда их не хранить или ими играть, как в карты, прибирая масть к масте».
В правление Петра I произошло юридическое оформление неограниченной власти монарха.
В 1716 г. он изложил свои взгляды на характер царской власти в Воинском уставе: царь «никому на свете о своих делах ответа дать не должен, но и силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воли и благомнению управлять». Эту мысль он дословно повторил в Морском уставе.
Изменяется обращение к главе государства, если еще в конце XVII в. писали: «Царю Государю Великому князю Всея Великие и Малые и Белые России самодержцу», то в первой четверти XVIII в. уже прослеживаются изменения в обращении: «Всепресвятлейший державный император и самодержец Всероссийский Петр Великий отец отечествия Государь всемилостивейший».
Из рядового «сына Отечества», каковым он был в мундире бомбардира Петра Михайлова, к 1721 г. он превратился в «отца Отечества», что вызвало открытое одобрение идеологов абсолютизма. Еще в 1709 г. в «Песне победной», посвященной Полтавской битве, Феофан Прокопович окрестил Петра этим почетным титулом римских императоров.
В 1718 г. Петр Шафиров обосновал именно императорскую преемственность власти Петра I.
Тогда же Феофан Прокопович написал «Слово о власти и чести царской...», в котором определил имена и титулы «предержащей власти»: цари могут нарицаться «бози», «за власть убо свою, от бога данную, бози, си есть наместницы божии на земли, наречены суть». Но самым лучшим наименованием царя он считает «отец Отечества», одновременно противопоставляя «отца» как доброго царя «господиям» - царям «строптивым», и в то же время утверждая, что «вси и всякие самодержцы отцы суть».
Первый идеолог петровского времени создает идеализированный образ Русского государства: «Власть есть самое первейшее и высочайшее отечество, на них бо висит не одного некоего человека, не дому одного, но всего великого народа житие, целость, безпечалие».
Таким образом, в начале XVIII в. происходит переход от идеи служения Богу через служение государю на идею служения Отечеству во имя общего блага, отделения государя от государства, утверждения светского мировоззрения.
Основной обязанностью Петр I выделял заботу о всенародной пользе и благе Отечества.
Основная цель Петра состояла в формировании в дворянском сознании представления о ревностной и бескорыстной службе как о государственной обязанности дворянина, долге перед Отечеством, выполняемых членами высшего сословия во имя общего блага.
Государственная политика Петра I на деле должна была привести к развитию гражданского самосознания у дворян, новое шляхетство должно было понять, что оно служит не только царю, оно служит своему Отечеству, России. А сам царь - только первый среди равных в этом деле. И, исходя из этой логики, Петр I считал привилегией дворянства службу царю и России верой и правдою.

Заключение и вывод

В конце XIX - начале XX века превалировала точка зрения, в соответствии с которой, понятия «государственный служащий» и «должностное лицо» признавались тождественными. Более того законодательная база также не проводила чёткого различия между указанными понятиями и, более того, давала трактовку одного понятия, используя, при этом, другое понятие.
Например, норма статьи 636 Уголовного Уложения 1903 года устанавливала, что служащим является любое лицо, которое наделено обязанностями или исполняющее временное поручение на государственной службе в качестве должностного лица. Следует отметить, что численность чиновничьего состава из года в год увеличивалось.
Например, в XVII веке (1693 год) общее число чиновников составляло в центральных государственных учреждениях 2739 человек и по сравнению с 1682 годом увеличилось на 954 человека. При этом, динамика колоссального роста сохранилась и в XVIIIвеке, когда общее число государственных чиновников составило более 15 тысяч человек.
В 1851 году их число составило 74 330 человек, к 1903 году чиновничий аппарат насчитывал порядка 385 тысяч человек, т.е. на 1 чиновника приходилось 335 человек населения страны.
Таким образом, в XIX веке нормодателями уделялось особое внимание формированию аппарата государственных служащих. Лейтмотивом законодательных преобразований являлось привлечение на службу лучших, образованных лиц, способных поднять уровень и качество государственной службы, повысить авторитет государственной службы, что, к большому сожалению, не было достигнуто в тех рамках, которые предполагались.
Можно пологать, что под государственной должностью следует понимать должности в органах государственной власти, аппарате государственного управления, регламентируемые нормативными правовыми актами, и устанавливающие круг прав, обязанностей, запретов, ограничений, юридическую ответственность за исполнение должностных обязанностей.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ