Бюджетные резервы, повышение эффективности их использования

Цели и задачи

Целью курсового исследования является изучение современного состояние и роли в экономике государственных резервных фондов РФ.

Введение и актуальность


В соответствии со статьей 96.9 Бюджетного кодекса РФ, в условиях среднесрочного бюджетного планирования устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, исходя из 7% ожидаемого на исчисляемый финансовый год объема ВВП, указанного в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Благодаря Резервному фонду нашей страны, в течение длительного периода, обеспечивалась и сохранялась стабильность всей финансовой системы РФ. Его средства участвовали в финансировании дефицита федерального бюджета, препятствовали нарастанию государственного долга и, в целом, минимизировали негативные социально-экономические последствия снижения цен на нефть на мировом рынке.
Источниками формирования средств Резервного фонда были:
- дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств фонда не достигает его нормативной величины;
- доходы от управления средствами фонда..
Чтобы рассчитать дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета используют разницу между нефтегазовыми доходами, определенными исходя из ожидаемой цены на нефть либо поступившими в федеральный бюджет за отчетный финансовый год, и нефтегазовыми доходами, определенными исходя из базовой цены на нефть. Для прогнозирования нефтегазовых доходов федерального бюджета используется средняя цена за год на нефть сырую марки "Юралс".
В качестве базовой цены на нефть на очередной финансовый год используется средняя цена за год на нефть за один баррель, в сумме, равнозначной долларам США, за пятилетний период, завершающийся текущим финансовым годом, с ежегодным увеличением указанного периода на один год до достижения десятилетнего периода[1].
Фонд национального благосостояния России (ФНБ) формируют доходы от продажи нефти и газа, превышающие запланированные по данным статьям бюджетные поступления и превышающие нормативные отчисления в резервный фонд, а также доходы от управления активами фонда.
Назначение ФНБ России заключается в софинансировании добровольных пенсионных накоплений граждан РФ и покрытии дефицита бюджета Пенсионного фонда. ФНБ представляет собой часть механизма пенсионной системы и призван обеспечить ее стабильность.
Особенностью Фонда национального благосостояния России является его частичное вхождение в состав золотовалютных резервов РФ. Такое обстоятельство объясняется тем, что некоторые из активов фонда имеют допустимые для золотовалютных резервов уровни риска, а другие - слишком высокие, но при этом более доходные. Занимаясь более рисковой деятельностью ФНБ России предоставляет кредиты таким крупным компаниям, как Роснефть, банк ВТБ и Росатом.
Средства Резервного фонда России и Фонда национального благосостояния размещаются на счетах Центрального банка России. Резервные средства ФНБ частично расположены в иностранных ценных бумагах, акциях российских частных компаний, на депозитных счетах банка ВТБ и Внешнеэкономического банка.

Заключение и вывод


Подводя итоги проделанного нами исследования, отметим следующие важные выводы:
1. Слияние Резервного фонда и Фонда национального благосостояния было вызвано истощением объемов средств Резервного фонда за 2015 – 2017 гг., вследствие чего он утратил способность отвечать целевому назначению. Первоначальная цель создания Фонда национального благосостояния, как фонда будущих поколений исчерпала себя: теперь Фонд помимо поддержания сбалансированности страховой пенсионной системы взял на себя основную функцию расформированного Резервного фонда, которая будет для него первостепенной.
2. На момент создания, 01.02.2008 года средства Фонда Национального Благосостояния составляли 32 млрд. долл. (783,31 млрд. руб.). К концу года объем средств ФНБ вырос до 87,97 млрд. долл. (до 2584,49 млрд. руб.). его доля по отношению к ВВП выросла с 1,9% до 6,3%. Т.е. ФНБ в долларовом эквиваленте вырос в 1,75 раза, а в рублевом – в 2,3 раза. В целом разница в роста средств ФНБ в долларах и рублях, как и в случае с Резервным фондом, обусловлена колебаниями валютного курса. В последующие годы, столь значительно прироста средств ФНБ не наблюдалось. Рост средств ФНБ по итогам 2009 года составил 4,08% в долларовом выражении и 7,14% в рублях. Практически до 2014 года средства Фонда в долларовом выражении колебались вокруг значения в 88 млрд. руб. В то время как рублях наблюдался рост с 2,58 трлн. руб. (на 01.01.2009) до 2,9 трлн. руб. (на 01.01.2014). По итогам 2014-2015 гг. средства фонда в долл. США сократились на 11,99% (2014 год) и на 8,05% (2015 год). В рублях, благодаря ослаблению национальной валюты, рост составил 51,28% и 19,12% соответственно. В 2016 году рост средств ФНБ в долл. США составил 0,21%, в то время как в рублях наблюдалось снижение на 16,61%. В 2017 году наблюдается сокращения по обеим валютам: на 9,35% в долл. США и на 13,91% в рублях. Такую тенденцию можно объяснить частичным укреплением курса рубля относительно доллара США. Что касается отношения средств ФНБ к ВВП РФ, то видим, что пик приходится на 01.01.2010 – 7,10% к ВВП. В дальнейшем в 2010-2012 годах данный показатель поступательно снизился до 4% (на 01.01.2014). В 2014 – 2015 гг. – вырос до 6,10% (на 01.01.2016). С января 2016 года по январь 2018 года, отношение средств ФНБ по отношению к ВВП неуклонно снижалось и по состоянию на 01.01.2018 составило 3,9% к ВВП. За 10 месяцев 2018 года, объем средств в ФНБ вырос до 75,6 млрд. долл., составив по отношению к ВВП 5,10%.
3. В 2019-2020 годах правительство надеется, что на покрытие дефицитов бюджета в грядущих годах средства ФНБ будут тратиться в крайне незначительных количествах. Однако на наш взгляд, необходимо срочно предпринять меры, чтобы избавиться от сформировавшейся негативной тенденции развития наших резервов, так как они имеют крайне большое значение не только для государственного бюджета, но и для населения страны в целом.
4. Основным условием обеспечения позитивной экономической динамики в РФ выступает активизация инвестиционных процессов. Очевидно, что рост ВВП обеспечит рост доходной части федерального бюджета, что при прочих равных условиях будет гарантировать его сбалансированность. Правительство РФ, зная проблемы на местах способно аккумулировать средства и направлять их на финансирование наиболее важных инвестиционных проектов. При этом смешанное финансирование наравне с бизнес-структурами является наиболее предпочтительным. Реализация масштабных инфраструктурных проектов обеспечит условия для экономического роста, развития бизнеса, снизит напряженность на рынке труда и в конечном итоге обеспечит рост доходов федерального бюджета РФ. Т.е. инвестирование средств ФНБ в инфраструктурные проекты может стать драйвером устойчивого экономического роста в России.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ