Основные подходы к анализу экономической цикличности

Проанализировав итоги реформ в нынешней России, можно сказать, что усилия государства следует сосредоточить на поиске способов, нацеленных на максимальное применение существующего научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, широкую социальную поддержку реформ. Необходима разработка конкретных методов, чтобы проводить активную институциональную, социальную, а также промышленную политику.
Ключевой теоретической проблемой развития является баланс государства и рынка. Вопрос в настоящее время не поставлен концептуально: должна ли государственная власть вмешиваться в сферу экономики. Мировой опыт свидетельствует о том, что развитие рынка не возможно в вакууме, ему нужна правовая и регулирующая основа [5, С. 28].
На динамику выхода из кризиса, а затем и экономического роста определяющее значение оказывает не сила государства, а косвенное воздействие, а также регулирование институциональных форм в рыночной среде, стимулирование конкуренции, окончание структурной экономической перестройки. За кризисом, который выступает как разрушение всего устаревшего и ведет к пересмотру старых представлений, важно разглядеть основы новой ступени развития государственной хозяйственной системы.
Реализация указанной функции государства осуществляется через развитие демократии, поддержание социально направленных реформ, ведение политики в общественных интересах в целом, а не определенных групп и элит. Здесь мы рассматриваем интеграцию власти государства в структурный механизм общества, где предполагается регулярная смена администраций согласно воле избирателей. Для решения этой задачи необходимо наличие государственного и общественного контроля над властью.
Во-первых, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, предприятия получают федеральную собственность на праве хозяйственного ведения, учреждения — на праве оперативного управления.
Во-вторых, это предприятия, которые имеют государственную долю в уставном капитале. Они также выступают как объекты воздействия со стороны государства через включение в органы управления этих предприятий представителей государства.
В-третьих, у государства есть недвижимое имущество. Оно является золотым фондом государственной собственности, который всегда в цене и должен постоянно эффективно работать.
В-четвертых, деятельность государства тесно связана с земельными отношениями. В этой области действуют многочисленные законодательные акты, которые нередко обладают противоречивым характером и не обеспечивают эффективное развитие сельскохозяйственного производства.
В таком случае государству следует осуществлять антикризисное управление как во всей макроэкономической системе (что касается частных, смешанных и других хозяйственных организаций), так и в собственном внутригосударственном хозяйстве (касается госсектора экономики). И чем более сложная экономическая структура, тем выше требования предъявляются к государству как к политической надстройке и как к антикризисному менеджеру.
2 Практические аспекты государственного антикризисного управления
2.1 Экономический кризис 2008-2009 гг.
Финансовый кризис 2008 года был широким и глубоким — он, пожалуй, впервые охватил весь мир после Великой депрессии. «Спусковой механизм», запустивший кризис – это проблемы на американском рынке ипотечного кредитования. Тем не менее, в основу кризиса положены более фундаментальные причины, в т.ч. микро- и макроэкономические, а также институциональные. Ключевая макроэкономическая причина состояла в избытке ликвидности в американской экономике, что, вместе с тем, определяли многие факторы, среди них:
общее ухудшение доверия к государствам с развивающимся рынком после кризисного явления 1997—1998гг.;
инвестирование в ценные бумаги США государствами, осуществляющими накопление валютных резервов (КНР) и нефтяных фондов (страны Персидского залива);
политика низкого уровня процентных ставок, осуществлявшаяся ФРС в 2001—2003 гг., со стремлением к предотвращению циклического спада американской экономики.
Избыточная ликвидность повлияла на активизацию процесса образования рыночных пузырей — завышенной, искаженной оценки разных видов активов. В отдельные периоды формирование данных пузырей происходило на рынках недвижимости, акций и сырьевой продукции, что выступило как важная составляющая кризисного механизма. В соответствии с данными межстрановых исследований, которые охватывали продолжительные временные периоды, кредитная экспансия – это одно из типичных условий финансового кризиса. Соответственно, риски развития кризиса ввиду ослабления денежно-кредитной политики, которые воплотились в жизнь в 2008г., являются общим правилом.
Несбалансированность спроса и предложения в государстве на услуги и товары называют экономическим кризисом. Распространение данного явления на большую часть экономики всего мира называют, соответственно, мировым экономическим кризисом.
Проявление кризиса может быть таким:
сильно падает производство;
мощности производства недозагружаются;
безработица повышается;
нарушения в денежно-валютной, а также кредитно-финансовой сфере.
В Америке проводили соцопрос, в ходе опроса звучал вопрос: «По вашему мнению, в чем заключаются признаки мирового финансового кризиса?» Рисунок 4 содержит в себе ответы респондентов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ