Основные парадигмы международного регионоведения

Цели и задачи

Цель работы рассмотреть основные парадигмы международного регионоведения.

Введение и актуальность


В условиях постмодерна происходит виртуализация науки и образования как социальных институтов. Однако этот процесс происходит с различной степенью эффективности и интенсивности. С одной стороны, виртуализация является важнейшим параметром проявления тенденций глобализации современного мира. Виртуальные денежные массы или информация в Интернет перемещается без традиционных границ. Но, размывая традиционные границы, виртуальные институты создают новые, виртуальные сообщества и регионы, а не только дополняют симулякрирующими составляющими традиционное региональное деление.
Глобализационная парадигма предусматривает конструирование и представление системы регионоведческих междисциплинарных научных знаний о жизненно важных общечеловеческих проблемах.
Глобальные проблемы обязательно обладают следующими признаками:
1. Они затрагивают жизненные интересы всего человечества, всех государств и народов, каждого отдельного жителя нашей планеты.
2. Выступают в качестве объективного фактора развития современной цивилизации.
3. Требуют для своего разрешения коллективных усилий всего мирового сообщества.
4. Приобретают чрезвычайно острый характер и угрожают не только позитивному развитию человечества, но и гибелью цивилизации, если не будут найдены конструктивные пути их преодоления.
К глобальным проблемам современности относятся предотвращение ядерной войны и сохранение мира во всем мире, охрана окружающей среды, этнополитическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная и демографическая проблемы, мирное освоение космоса и богатств мирового океана, ликвидация опасных болезней и т. д. В рамках исследований по региональным вопросам глобалистической проблематики складываются относительно новые для российских исследований научные направления. Одним из таких направлений является политическая глобалистика, изучающая мировые проблемы, которые имеют политический характер или связаны с политической сферой, а также рассматривающие глобальные проблемы в макрорегиональном измерении. Другим направлением является социология глобализации, где анализируемый процесс рассматривается как стержневая характеристика эволюции любой сферы общественных отношений, формирующая свои структуры и институты и глубоко деформирующая существующие параллельно.
Однако эта парадигма, как, к примеру, и экологическая, не смогли утвердиться в рамках современного научного знания столь же фундаментально, как и представленные до них. Таким образом, проблематика парадигмальных оснований достаточно слабо разработана в рамках регионоведения и теории международных отношений. Но, тем не менее, эти дисциплины настойчиво ищут свои парадигмальные ряды, относительно непохожие на ряды близких научных направлений.

Заключение и вывод


Как набор определенных практик в рамках политического, административного, социально-экономического управления элементы регионоведения являются составной частью политики любого государства и надгосударственного образования во все времена существования последних.
Как научная дисциплина регионоведение имеет давние традиции и в мировой, и в отечественной науке.
Однако исследования, как это часто бывает, проходили и во многом до сегодняшнего дня проводятся самодостаточными группами исследователей в рамках истории, географии, политологии, геополитики, конфликтологии, социологии, страноведения, этнографии и др.
Для регионоведения и теории международных отношений, как и для остальных разделов учебно-научного знания, характерны инерционность и консерватизм в построении и воспроизводстве знания. Следует отметить, что в рамках послевоенной политологии в мире сложилось два основных подхода к интерпретации региональных проблем: а) рассмотрения этих проблем в рамках отдельной дисциплины — экономики, социологии, политологии; б) междисциплинарный подход.
В регионоведческом знании, в теории международных отношений, как и в обществознании в целом, в представлении одного и того же предмета параллельно и одновременно сосуществует несколько парадигм.
Так, например, категория «регион» как одна из основных в регионоведении исследуется в рамках целого ряда дисциплин, имеющих свои самостоятельные парадигмальные ряды.
Факт значимости и актуальности международного регионоведения как комплексной учебной и научной дисциплины постоянно подтверждается наличием в рамках российского высшего образования обширного блока востребованных регионоведческих дисциплин.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ