Организация музыкальных досуговых мероприятий

Цели и задачи

Цель исследования: выявить особенности организации музыкальных досуговых мероприятий в музыкальной школе а также описать технологию их организации и проведения.

Введение и актуальность


В исследованиях Кленова Н.В подтверждается мысль о том, что эстетическая и нравственная культура ребёнка взаимосвязаны и являются составными компонентами общей культуры. Необходимо помнить, что только позитивно содержательный досуг будет способствовать формированию основ культуры ребёнка. Одним из основных принципов организации музыкального досуга учеников музыкальной школы должно быть нравственное и эстетическое формирование личности.
Все выше перечисленные принципы, определяющие отдельные стороны процесса музыкально досуговой деятельности, взаимосвязаны и в своей совокупности лежат в основе организации детского отдыха, развлечений, праздников, самообразовании ребёнка и его творческой деятельности.
В результате исследования и анализа изученной педагогической и психологической литературы сделаем вывод, что деятельность, входящая в сферу досуга, можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп. К первой из них относится учёба и самообразование в широком смысле слова. Это различные формы коллективного и индивидуального освоения культуры. Другую группу в структуре досуга представляют различные формы любительской и общественной деятельности: самостоятельные или организованные занятия и увлечения (хобби).
С позиции современных исследователей (Исаева И.Ю.,А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, М.В. и др) досуг – сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей. Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства.
Некоторые ученые (Киселева, Т. Г. , Шамсутдинова Д.В, Исаева И.Ю.) занимающиеся изучением процесса досуговой деятельности, приходят к выводу, что отдельные группы населения не имеют соответствующего уровня знаний и навыков рационального и разнообразного использования свободного времени. К их числу можно отнести и дошкольников, не владеющих необходимой культурой использования свободного времени. Поэтому их досуг имеет стихийный характер.
Музыкально - досуговая деятельность детей представляет собой целенаправленно организованный процесс, в котором субъект осуществляет предметную, содержательную деятельность, характеризующуюся творческой активностью и влияющую на уровень его культурного развития. Основанием для этого определения выступает сам характер музыкально досуговой деятельности, который строится на добровольном желании ребенка и по его инициативе, с учетом интересов и потребностей, что делает процесс наиболее привлекательным и востребованным детьми.
Дадим характеристику отдельным формам музыкально досуговой деятельности, используемым в работе с учениками.
Развлечение способствует эстетическому развитию ребенка и является одним из путей расширения кругозора ребенка в области искусства. В процессе развлечений дети знакомятся с лучшими образцами художественного слова, слушают музыкальные произведения. С детьми организуются разнообразные развлечения, вид которых определятся характером участия в них детей:
-развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей, обычно готовятся и проводятся взрослыми, деятельность детей несколько ограничена и прослеживается в каких-то организаторских моментах (оформить зал, группу; изготовить атрибуты или пригласительные билеты);
-развлечения, где дети являются активными участниками и исполнителями под руководством взрослых, данный вид развлечений позволяет педагогу найти занятие каждому ребенку , что положительно сказывается на формировании основ культуры личности;
-развлечения, в которых активное участие принимают и дети, и взрослые, помогут родителям правильно заполнять свободное время, содержательно и интересно организовывать детские домашние праздники, музыкальный досуг в семье.
Формы развлечений достаточно многообразны и зависят от поставленных целей и задач, от жанровых особенностей репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности: концерты, музыкально-литературные композиции, музыкальные игры и забавы, внесение новой игрушки, инсценировки, игры-драматизации, хореографические и оперные миниатюры

Заключение и вывод


Обобщая вышесказанное, про музыкальный досуг - это сфера свободного поведения человека, возможность выбора досуговых занятий и в тоже время целенаправленность самого процесса досуга, который охватывает искусство, игру, общение, развлечения, музыкальное творчество и т.д.
Досуговая сфера даёт ребёнку возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.
В процессе музыкального досуга ребёнку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности.
В сфере музыкального досуга дети, подростки, юноши и девушки более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе активного досугового времяпровождения происходит укрепление чувства товарищества, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.
Музыкальный досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности. Но досуг может превратить в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальности, как пьянство, наркомания, проституция, преступность.
Итак, особую актуальность приобретает вопрос о целостной системе воспитания в различных сферах деятельности - в семье, в школе, в досуговых учреждениях.
Свободное время, технология его организации, играет важную роль в развитии личности. Музыкально досуговая деятельность - это сфера самовоспитания и самоопределения. Подросток в соответствии с собственными установками и предпочтениями выбирает определенный вид деятельности.
Значительные социально - культурные и социально - педагогические ресурсы в формировании гражданских, личностных качеств детей и молодежи заложены в сфере музыкального досуга, которая является доминирующим элементом детской и молодежной культуры. Социально - педагогическая ценность деятельности музыкального досуга в значительной мере зависит от способности личности ребенка или молодого человека саморегулировать эту деятельность.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ