Стилистические особенности очерка как жанра публицистики

Цели и задачи

целью работы является анализ лексико-стилистических особенностей современного очерка.

Введение и актуальность


Принципиальное отличие публицистического слова заключается в достаточно высоком весе эмоциональности. Публицистика, как уже неоднократно говорилось, – это литература по общественно-политическим вопросам современности. Предмет публицистики – жизнь в обществе, политика, экономика - касается интересов каждого человека. А там, где есть интерес, не может быть безразличия, индифферентности. Невозможно бесстрастно писать о том, что волнует миллионы людей, например, об этнических конфликтах, о ценах и инфляции. Вялые выражения, обтекаемые формулировки здесь просто неприемлемы, невозможны. Необходима оценка социальных, политических явлений, тенденций и процессов. По самой своей сути публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение. Публицист не пассивный регистратор событий, но активный их участник, страстно и открыто отстаивающий идеи, которым он привержен.
Среди главных языковых особенностей публицистического стиля следует назвать принципиальную неоднородность стилистических средств; использование специальной терминологии и эмоционально окрашенной лексики, сочетание стандартных и экспрессивных средств языка, использование как абстрактной, так и конкретной лексики; употребление заимствованных, устаревших и окказиональных лексических единиц и др. Так, русская публицистика выработала свой специфический лексикон: поистине (героический труд), небезызвестный, безапелляционный, амбиции, инсинуации, вояж, инициаторы, завершиться, заполучить, непредсказуемость и т.п. Многие из подобных единиц она взяла из других стилей, в частности из церковно-бо-гословского: созидание, претворять, на благо (народа), в том числе такие, которые стилистически и семантически переродились, подверглись пейоризации (стилистическому «ухудшению», снижению): пресловутый, печальной памяти (о политическом противнике), некий, вознамериться, подвизаться и др. Еще больше их «импортировано» из западноевропейских языков: лидер, демарш, сателлит, саммит, глобальный («мировой, всемирный»), кампания, платформа, плюрализм мнений, рейтинг, кредит доверия, потерпеть фиаско и др.
Естественно, кроме книжно-литературной и разговорной лексики, журналисты и публицисты по необходимости вводят научные и производственные термины той отрасли, сферы, о которой рассказывают в своей заметке, репортаже и т.д.
Важной чертой публицистики является использование наиболее типичных для данного момента общественной жизни способов изложения материала, наиболее частотных лексических единиц, характерных для данного времени фразеологизмов и метафорических употреблений слова. Актуальность содержания заставляет журналиста искать актуальных форм его выражения, общепонятных и в то же время отличающихся свежестью, новизной.
Таким образом, публицистический стиль, который обслуживает политико-идеологические, общественно-экономические и культурные отношения, является одним из самых «открытых» в системе функциональных стилей языка. Он открыт для элементов функционально-делового и научного стилей, в нем находят применение разговорные способы выражения и нередко используются художественные средства – образные, эмоциональные, экспрессивные.

Заключение и вывод

В современных условиях становления информационного общества особую актуальность приобретает изучение речевой практики СМИ. Реальность сегодня конструируется средствами массовой информации, и почти всё, что мы знаем о мире, мы получаем через посредство СМИ. Но в современном обществе СМИ выступают не только как орудие осуществления информационного диктата, но и как способ когнитивной обработки социума и индивида с целью формирования особой картины мира. Последнее является характерной чертой очерка.
Проведенный анализ очерков современного журналиста А. Минкина позволил выявить авторские особенности репрезентации действительности, увидеть языковую картину мира одного из лучших журналистов современности.
Слово у А. Минкина наделено экспрессивным, эмоциональным или экспрессивным элементом, посредством чего журналист выражает свои эмоции и дает оценку происходящим событиям. В каждом его слове заложен внутренний смысл, дающий читателю пищу для размышлений и раздумий.
Одной из ярких черт публицистического творчества А. Минкина являются окказионализмы. В его статьях можно встретить индивидуально-авторские новообразования среди различных частей речи. Причем следует отметить, что эти новообразования не всегда меняют внешнюю форму слова (например, с помощью словообразовательных аффиксов). У него очень часто меняется внутренняя форма слова, т.е. его значение, что является окказионализмом особого рода.
Авторские новообразования в публицистике А. Минкина играют социально-значимую роль, выявляя недостатки нашего общества, которое, по мысли автора, может быть охарактеризовано только с помощью новых слов – старая лексика уже не подойдет в силу своей устарелости, новые явления требуют новых названий – правда, по большей части отрицательного характера. С другой стороны, авторские новообразования вносят иронический и сатирический оттенок в описываемые автором явления российской действительности, о которых, на наш взгляд, невозможно говорить без юмора.
В статьях А. Минкина можно встретить устаревшую лексику, автор ее обычно использует при цитировании древнерусских и религиозных памятников (например, Евангелия).
В статьях А. Минкина встречается некоторое количество слов иноязычного происхождения. Но они не несут на себе никакой коннотативной нагрузки: они не экспрессивны и не оценочны. Их журналист употребляет, в основном, в качестве номинативных единиц.
Поскольку А. Минкин не просто пишет статьи, а ведет доверительный разговор со своим читателем, то в его публицистике широко представлена разговорная лексика. Разговорная лексика в публикациях А. Минкина носит преимущественно оценочный характер.
Большую значимость А. Минкин придает стилистическим средствам языковой выразительности. Прежде всего, следует отметить, что в статьях А. Минкина практически любое слово образно, метафорично. Метафора – один из приемов смыслообразования в его публицистике. И именно на метафору чаще всего «нанизываются» другие выразительные средства. Особенностью стилистики художественной публицистики А. Микина является то, что образные средства у него никогда не функционируют по одиночке, в едином контексте можно встретить 5 – 6 выразительных средств. ВИтак, м выделили следующие основные средства языковой выразительности в его очерках: метафора, эпитет, метонимия, антономазия, гипербола, эвфемизм, антитеза, персонификация, стилистический повтор, риторический вопрос.
Слово для А. Минкина – это целый мир, яркий, своеобразный и неповторимый, мир образов и ассоциаций. Слово для него является не просто возможностью высказаться на ту или иную наболевшую тему, но и осмыслить те процессы, которые в настоящее время происходят в России.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ