Социальные установки молодёжи относительно денег

В настоящее время молодежь рассматривается как особая социальная группа, главными признаками которой являются возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения. Молодежь – это не только социологическая категория. Она является объектом изучения также и психологии, ювенологии, демографии, политологии и др.
Так, в широком смысле молодежь – это обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности, более или менее сходных черт образа жизни и массового сознания. В более узком социологическом смысле, молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. Дается и такое определение молодежи: большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяются как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования.
Разные социологи отмечают различные возрастные рамки отнесения человека к «молодежи». Но чаще всего нижняя возрастная граница молодежи определяется между 14-16, так как в это время наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельность, а верхняя – между 25-29 годами, так как к этому времени достигается определенный уровень экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности.
Молодежь принято делить по возрасту на 4 группы:
– 14-16 лет – подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это, в основном, учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства;
– 17-19 лет – юношество. Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения – начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы. В этом возрасте продолжается процесс социализации – происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности;
– 20-24 года – собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу, прежде всего, составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи;
– 25-30 лет – старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях.
Молодость – это период становления личности, поиска себя, поэтому молодежь отличается нестабильностью, неустойчивостью, промежуточностью и переходностью одного состояния в другое. Кроме того, социальный статус молодежи так же постоянно меняется. Динамичность его проявляется в высокой интенсивности социальной мобильности, чаще всего вертикальной восходящей. Это связано с получением образования, должности, профессии.
Именно молодежь сталкивается с большинством проблем в своей жизни из-за неопытности, излишней самоуверенности, амбициозности. Большое влияние на самоопределение молодежи, на формирование его социальных ориентаций и социальных установок оказывает влияние современное потребительское общество, в котором бывает достаточно сложно найти какие-либо ориентиры, кроме материальных. С самого детства посредством СМИ, рекламы, быстро разрастающейся сети торговых центров и других социальных институтов потребительского общества, которые формируют потребительские установки, молодое поколение усваивает нормы потребительства. Следовательно, ценности общества потребления оказывают влияние на экономическое поведение молодёжи, при этом, как отмечают исследователи, в значительной степени «размываются традиционные ценности и установки, связанные с микромиром человеческой жизнедеятельности (с семьей, детьми и т.д.), постепенно вытесняемые потребительскими установками».
Кроме того, социальное развитие молодежи происходит в достаточно противоречивых условиях: с одной стороны, господство потребительских ценностей, а с другой – отсутствием финансовых ресурсов для реализации собственных потребительских притязаний. Одна из важнейших категорий общества потребления – это деньги. Формируя потребительские установки, современный мир формирует и особые установки людей относительно денег. Это касается и молодежи. Деньги во многом определяют экономическое поведение молодежи в частности, и социальные ориентации в целом. Зачастую именно деньги являются стимулом, побуждающим молодежь к каким-либо действиям, к тому или иному поведению в обществе. Как часто говорят, «молодежь – это наше будущее, надежда и опора нации».
Итак, молодежь – это особая социально-демографическая группа, имеющая специфические (нестабильные) социальные и психологические черты, наличие которых определяются как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования. В условиях усвоения ценностей общества потребления у молодежи формируются определенные социальные установки к важнейшей категории общества потребления – деньгам.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ