Организация экспортного контроля в Российской Федерации.

Цели и задачи

Цель курсовой работы заключается в выявлении особенностей организации экспортного контроля в РФ.

Введение и актуальность


Эффективность экспортного контроля определяется не только наличием полноценной законодательной базы, но и его неукоснительным исполнением. Согласно законодательству РФ создание внутренних программ экспортного контроля (ВПЭК) является необходимым для организаций, осуществляющих научную и (или) производственную деятельность по обеспечению национальных потребностей в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации и получающих доходы от внешнеэкономической деятельности с контролируемыми товарами и технологиями.
Федеральный закон от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» позволяет осуществлять экспортный контроль не только внутри страны. Согласно данному закону гражданам России запрещается заключать внешнеэкономические сделки с объектами (товар, информация, услуги и т.д.) в области экспортного контроля, если им известно, что данные объекты будут использованы другим государством или иностранным лицом для создания оружия массового поражения и средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов. Российское законодательство в области экспортного контроля предусматривает нарушения законодательства и ответственность за них.
Согласно статьи 30 Федерального закона от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» такими нарушениями являются:
– осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые распространяется экспортный контроль, без лицензий или разрешений;
– получение лицензий или разрешений на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые распространяется экспортный контроль, посредством предоставления поддельных документов или содержащих недостоверные сведения документов;
– нарушение требований и условий лицензий или разрешений на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые распространяется экспортный контроль;
– неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля;
– создание препятствий для выполнения должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экспортного контроля, своих функций;
– необоснованный отказ в предоставлении информации, запрашиваемой федеральными органами законодательной и исполнительной власти для целей экспортного контроля, ее умышленные искажение или сокрытие;
- нарушение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) для целей экспортного контроля.
Ответственность за данные нарушения предусмотрена в статье 31 Федерального закона от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле». Она представляет собой административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.
Так, в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) РФ в статье 14.20 предусмотрена административная ответственность за осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.1, 16.3, 16.19 настоящего Кодекса, или несоблюдение установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов.
Уголовная ответственность предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации в статье 189. Она назначается за незаконные экспорт или передачу сырья, материалов, оборудования, технологий, научно- технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.
Кроме административной и уголовной ответственности, в статье 32 Федерального закона от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», в случае правонарушения, вследствие которого был нанесен ущерб политическим и экономическим национальным интересам, обороне страны и безопасности государства либо совершенного не в первый раз, организация может быть лишена права заниматься определенными видами внешнеэкономической деятельности на срок до трех лет.
Кроме ФЗ-183 в России контроль за товарами двойного назначения осуществляется на основе шести контрольных списков, которые утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства РФ.
Законодательство Российской Федерации в области экспортного контроля должно быть всегда актуальным и постоянно развиваться и изменяться, так как, несмотря на различные международные соглашения о запрете использования товаров двойного назначения в военных целях, опасность все равно существует. Одна из основных опасностей исходит от террористических организаций, которые превратили терроризм в глобальную проблему современности.

Заключение и вывод

Экспортный контроль товаров является совокупностью мер по контролю над соблюдением официального порядка проведения внешнеэкономических сделок с ограниченной группой товаров (технологий).
Согласно федеральном закону № 183-ФЗ основными целями экспортного контроля являются: защита интересов Российской Федерации; реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения; создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику; противодействие международному терроризму.
Главным механизмом государственного экспортного контроля выступают контрольные списки.
На сегодняшний день в России функционируют шесть списков, утвержденных первым лицом государства, на основании которых осуществляется экспортный контроль товаров двойного назначения и ядерного использования: список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий; список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях («двойной ядерный» список); список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники; список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия; список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия; список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий.
Российская система экспортного контроля была создана в 1992 году. В настоящий момент она имеет хорошо развитую структуру. Созданы важнейшие правовые основы ее функционирования, разграничены сферы ответственности и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, разработана, введена и непрерывно совершенствуется нормативная правовая база. В общем система экспортного контроля России соответствует международным требованиям режимов экспортного контроля. На сегодняшний день в РФ вопросами экспортного контроля уполномочена заниматься Федеральная служба по ТЭК.
Российское законодательство в сфере экспортного контроля должно быть всегда актуальным и постоянно развиваться и изменяться, так как, несмотря на различные международные соглашения о запрете использования товаров двойного назначения в военных целях, опасность все равно существует. Одна из главных опасностей исходит от террористических организаций, которые превратили терроризм в глобальную проблему современности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ