Структура концепта | Пример курсовой работы

Структура концепта

Цель исследования заключается в выявлении характерных особенностей структуры концепта «president/президент» в американской лингвокультуре.

З. Д. Попова и И. А. Стернин уточняют, что для концепта не обязательна этнокультурная специфика – есть множество концептов, у которых или нет никакой этнокультурной специфики (например, многие бытовые концепты), или она исчезающе мала, и чтобы ее найти, надо приложить исключительные усилия. Авторы считают, что выявление и описание соответствующих концептов предоставляет исследователям две возможности использования полученных данных:
возвращение к языку: использование полученных знаний для объяснения явлений и процессов в семантике языка, углубленного изучения лексической и грамматической семантики;
движение к сознанию: моделирование концептов как единиц национальной концептосферы, национальной культуры [32,c., 15].
Второй подход, представляющий направление лингвистической концептологии представляет для нас больший интерес, так как в его задачи входит выявление максимально полного состава языковых средств, репрезентирующих исследуемый концепт, и описание семантики этих единиц. С помощью полученных данных возможно смоделировать содержание исследуемого концепта как глобальной ментальной единицы в ее национальном своеобразии и определить место исследованного концепта в концептосфере.
Термин «концептосфера» – область знаний, составленная из концептов как ее единиц – был введен академиком Д. С. Лихачевым. По его утверждению «чем богаче культура нации, ее фольклор, литература, наука, изобразительное искусство, исторический опыт, религия, тем богаче концептосфера народа» [31,c. 5].
З. Д. Попова и И. А. Стернин утверждают, что концепты, и соответственно концептосфера – сущности ментальные, ненаблюдаемые. Но тем не менее, современные научные данные убедительно подтверждают реальность их существования. Необходимо отметить, что концептосфера носит достаточно упорядоченный характер. Конкретный характер системных отношений концептов требует исследования, но общий принцип системности на национальную концептосферу распространяется, поскольку само мышление предполагает категоризацию предметов мысли, а категоризация предполагает упорядочение ее объектов.
Можно говорить также о существовании групповых концептосфер (профессиональная, возрастная, гендерная). Все эти концептосферы представляют интерес для когнитивной лингвистики, можно сопоставлять групповые, индивидуальные и национальные концептосферы. Широко практикуется и сопоставление различных национальных концептосфер между собой, что позволяет выявить национальную специфику концептуализации сходных явлений сознанием разных народов, выявить безэквивалентные концепты и концептуальные лакуны.
Концептосфера является частью национальной картины мира, которая обнаруживается в единообразии поведения народа в стереотипных ситуациях, в общих представлениях народа о действительности, в высказываниях и «общих мнениях», в суждениях о действительности, пословицах, поговорках и афоризмах.
Концептосфера в определенной степени определяет менталитет народа (особенности восприятия и понимания действительности): образующие национальную концептосферу ментальные единицы являются основой образования когнитивных стереотипов – суждений о действительности. К примеру, наличие в русской концептосфере концепта «авось» определяет ряд ментальных стереотипов русского сознания, разрешающих непредусмотрительность в поведении [28,c. 42].

Для взаимопонимания между носителями разных языковых картин мира должно быть нечто общее – содержание концепта. Содержание концепта определяется человеческим опытом. Концепты как единицы опыта возникают в результате деятельности человека и являются, таким образом, социальным феноменом. Содержание концепта составляют знания о мире, т.е. концепт – единица языковой картины мира. Более того, концепты всегда соотносятся с определенной областью знания и входят в состав определенной концептуальной области. Концепт служит для категоризации определенного рода явлений и предметов внешнего мира.
Содержание концепта отражается в сознании носителей языка, однако ни один концепт полностью не реализуется в речи. Более того, в языке невозможно зафиксировать все средства репрезентации концепта. Вербализации подвергаются лишь основные концептуальные признаки.
Таким образом, вербализация ментальной структуры (концепта) актуализируется с помощью лексического значения слова, поскольку значение слова не существует само по себе, в отрыве от ментального образа, возникающего в голове человека. В результате восприятия, понимания и познания действительности – языковой картины мира – у человека складывается свое миропонимание.
Под национальной идентичностью понимается осознание людьми принадлежности к определенному этносу, чувство солидарности с этнически родственными людьми в их коллективных и индивидуальных жизненных стремлениях и тех или иных конкретных действиях.
Для американской нации чрезвычайно важен вопрос национальной идентичности. Актуальные концепты вербализуются в языке через ключевые слова, широко употребляющиеся в литературных произведениях, темой которых является описание и изучение американского сознания
Самыми базовыми американскими ценностями являются: активная жизненная позиция, акцент на достижениях и успехе, трудолюбие и здравый смысл, религиозность, высокая оценка отдельной личности, оптимистичный взгляд на события и др. Для западной ментальности характерны индивидуальность, стремление к личной корысти, что может быть оценено как положительно, так и отрицательно. Американское сознание отличается противоречивостью и дуализмом. Практически каждый из элементов ценностной системы Америки имеет свою антитезу. Так, например, сочетаются прогрессивность и конформизм, равенство и дискриминация, философия материального успеха и важность развития духовных качеств. Концепт «president/президент» ярко выражен в американской культуре. Самыми частотными являются языковые единицы, относящиеся к государственному устройству, благосостоянию и позиционированию американской нации как передовой и исключительной.
В результате исследования достигнута цель исследования, которая заключалась в выявлении характерных особенностей структуры концепта «president/президент» в американской лингвокультуре.
Также были поставленные задачи:
– определены основные черты американского национального характера
-выявлена сущность концепта как единицы языковой картины мира
-проведен концептуальный анализ лексических единиц, объективирующих исследуемый концепт
-рассмотрены такие понятия как «концептуальная сочетаемость», «партонимические отношения», «вербализация концепта», «актуализация концепта», «концептуальная область».
Цель исследования заключается в выявлении характерных особенностей структуры концепта «president/президент» в американской лингвокультуре.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!