определение особенностей когнитивной метафоры, раскрытие механизма метафорической модели
Цели и задачи
Целью данной работы является определение особенностей когнитивной метафоры, раскрытие механизма метафорической модели.
Введение и актуальность
Метафоры исполняют манипулятивную функцию, в частности, в политическом дискурсе, где они помогают определить отношение к тому или другому событию, создают определенное представление о действительности, необходимое политическому деятелю, которое часто уродует объективное состояние вещей, например, пытаясь оправдать войну в Ираке, как отмечает Дж. Лакофф [Лакофф].
Когнитивный подход к изучению метафоры обусловил ее статус не только как выразительного языкового средства, а и обозначил ее место в искусствоведческом дискурсе и тексте, где она есть неотъемлемой частью научного мышления и художественной интерпретации произведений искусства.
Другим детерминирующим подходом в исследовании метафоры является прагматический подход, в рамках которого основное внимание уделяется обозначению влияния личностных качеств продуцента языковых сообщений на выбор определенной языковой единицы с учетом параметров контекста и с целью достижения желаемого влияния нареципиента в процессе коммуникации. В прагматическом подходе определяется влияние контекста на место, способ создания, функции метафоры искусства, а именно: параметры пола, возраста, этнической и культурной принадлежности, социального статуса участника искусствоведческого дискурса. Интенциональная составляющая в метафоре является фактором прагматической обусловленности ее функционирования и реализуется в контексте отношений адресат–адресант в искусствоведческом дискурсе. Прагматика, которая рассматривает вопросы интенциональности метафоры, обуславливает исследования языка в реальном функционировании.
Несмотря на полипарадигматичность и междисциплинарность, существует тенденция доминирования и сближения функциональной, прагматической и когнитивной парадигм и сужение их до функционально-когнитивной парадигмы, в основе которой, по мнению О.С. Кубряковой, М.М. Полюжина, В.М. Телии, лежит принцип антропоцентризма [Кубрякова. Телия].
Основанием для выделения функционально-когнитивной метафоры есть взаимодействие новых идей на фоне традиционных теорий. В частности, находим понятие «когнитивно-функциональной парадигмы» и «функционально-когнитивной парадигмы» [Маслова]. Слияние подходов предусматривает принятие во внимание контекста, когнитивного состояния говорящего (продуцента), акта речевой деятельности (в устной или письменной форме) для объяснения языковых явлений и особенностей функционирования метафоры на уровне как языка, так и сознания.
На фоне функционально-когнитивной парадигмы метафора становится для лингвистики определенным объединяющим феноменом. В рамках функционально-когнитивной парадигмы метафора из объекта лингвистических исследований превращается в инструмент, способ достижения прагматических целей участников искусствоведческого дискурса. Каждая из теорий метафоры раскрывает ее в соответствии со своими теоретическими основами, базируясь как на новых, так и на предыдущих исследованиях. В условиях существования большого количества парадигм исследования и учитывая дуалистическую сущность метафоры, основным заданием современной лингвистики является исследование метафоры на всех уровнях: языковом, семантическом, когнитивном.
Перспективным в дальнейших исследованиях является выявление особенностей создания и функционирования различных видов метафор на основе функционально-когнитивной парадигмы.
Метафора уже давно вышла за рамки традиционного восприятия как слова или выражения, которое используется в переносном значении. Современному пониманию метафоры как выразительного языкового средства и процесса, в результате которого возникают новые понятия и значения способствовал целый ряд новейших направлений исследования языковых явлений. На современном этапе развития лингвистики сформировались такие направления исследования метафоры:
Заключение и вывод
Подводя итог вышесказанному, отметим, что когнитивный подход к анализу метафоры в настоящее время занял ведущее положение в современной метафорологии, но очень многие аспекты когнитивной теории по-прежнему остаются дискуссионными. В данном исследовании за основу взят когнитивный подход Дж. Лакоффа и М. Джонсона, которые в исследованиях метафорических концептов разграничивают лежащие в их основе когнитивные механизмы, с одной стороны, и различные аспекты их языковой репрезентации, с другой.
Когнитивные основания метафорических концептов представляют собой систему базовых моделей метафорического переноса «первичных» представлений о человеке и об окружающем его мире - таких, как сущность, живое существо, неодушевленный предмет, орудие, ресурс, обладание, движение, противоборство, разнообразные пространственные параметры и др. - в другие понятийные области.
В данной работе проанализированы когнитивные метафоры в творчестве английского писателя Оскара Уайльда. Было выявлено, что метафора в творчества данного автора - один из основных ассоциативно-образных средств. Когнитивная метафора служит своего рода путеводителем по словотворчеству Уайльда. Кроме того, становится реальной идея о том, что авторы узнаваемы по стилю образного мышления, создаваемого их метафорикой.
Настоящее исследование представляется перспективным для дальнейшей разработки.
Когнитивные основания метафорических концептов представляют собой систему базовых моделей метафорического переноса «первичных» представлений о человеке и об окружающем его мире - таких, как сущность, живое существо, неодушевленный предмет, орудие, ресурс, обладание, движение, противоборство, разнообразные пространственные параметры и др. - в другие понятийные области.
В данной работе проанализированы когнитивные метафоры в творчестве английского писателя Оскара Уайльда. Было выявлено, что метафора в творчества данного автора - один из основных ассоциативно-образных средств. Когнитивная метафора служит своего рода путеводителем по словотворчеству Уайльда. Кроме того, становится реальной идея о том, что авторы узнаваемы по стилю образного мышления, создаваемого их метафорикой.
Настоящее исследование представляется перспективным для дальнейшей разработки.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт