определение особенностей когнитивной метафоры, раскрытие механизма метафорической модели

Цели и задачи

Целью данной работы является определение особенностей когнитивной метафоры, раскрытие механизма метафорической модели.

Введение и актуальность


Метафоры исполняют манипулятивную функцию, в частности, в политическом дискурсе, где они помогают определить отношение к тому или другому событию, создают определенное представление о действительности, необходимое политическому деятелю, которое часто уродует объективное состояние вещей, например, пытаясь оправдать войну в Ираке, как отмечает Дж. Лакофф [Лакофф].
Когнитивный подход к изучению метафоры обусловил ее статус не только как выразительного языкового средства, а и обозначил ее место в искусствоведческом дискурсе и тексте, где она есть неотъемлемой частью научного мышления и художественной интерпретации произведений искусства.
Другим детерминирующим подходом в исследовании метафоры является прагматический подход, в рамках которого основное внимание уделяется обозначению влияния личностных качеств продуцента языковых сообщений на выбор определенной языковой единицы с учетом параметров контекста и с целью достижения желаемого влияния нареципиента в процессе коммуникации. В прагматическом подходе определяется влияние контекста на место, способ создания, функции метафоры искусства, а именно: параметры пола, возраста, этнической и культурной принадлежности, социального статуса участника искусствоведческого дискурса. Интенциональная составляющая в метафоре является фактором прагматической обусловленности ее функционирования и реализуется в контексте отношений адресат–адресант в искусствоведческом дискурсе. Прагматика, которая рассматривает вопросы интенциональности метафоры, обуславливает исследования языка в реальном функционировании.
Несмотря на полипарадигматичность и междисциплинарность, существует тенденция доминирования и сближения функциональной, прагматической и когнитивной парадигм и сужение их до функционально-когнитивной парадигмы, в основе которой, по мнению О.С. Кубряковой, М.М. Полюжина, В.М. Телии, лежит принцип антропоцентризма [Кубрякова. Телия].
Основанием для выделения функционально-когнитивной метафоры есть взаимодействие новых идей на фоне традиционных теорий. В частности, находим понятие «когнитивно-функциональной парадигмы» и «функционально-когнитивной парадигмы» [Маслова]. Слияние подходов предусматривает принятие во внимание контекста, когнитивного состояния говорящего (продуцента), акта речевой деятельности (в устной или письменной форме) для объяснения языковых явлений и особенностей функционирования метафоры на уровне как языка, так и сознания.
На фоне функционально-когнитивной парадигмы метафора становится для лингвистики определенным объединяющим феноменом. В рамках функционально-когнитивной парадигмы метафора из объекта лингвистических исследований превращается в инструмент, способ достижения прагматических целей участников искусствоведческого дискурса. Каждая из теорий метафоры раскрывает ее в соответствии со своими теоретическими основами, базируясь как на новых, так и на предыдущих исследованиях. В условиях существования большого количества парадигм исследования и учитывая дуалистическую сущность метафоры, основным заданием современной лингвистики является исследование метафоры на всех уровнях: языковом, семантическом, когнитивном.
Перспективным в дальнейших исследованиях является выявление особенностей создания и функционирования различных видов метафор на основе функционально-когнитивной парадигмы.
Метафора уже давно вышла за рамки традиционного восприятия как слова или выражения, которое используется в переносном значении. Современному пониманию метафоры как выразительного языкового средства и процесса, в результате которого возникают новые понятия и значения способствовал целый ряд новейших направлений исследования языковых явлений. На современном этапе развития лингвистики сформировались такие направления исследования метафоры:

Заключение и вывод

Подводя итог вышесказанному, отметим, что когнитивный подход к анализу метафоры в настоящее время занял ведущее положение в современной метафорологии, но очень многие аспекты когнитивной теории по-прежнему остаются дискуссионными. В данном исследовании за основу взят когнитивный подход Дж. Лакоффа и М. Джонсона, которые в исследованиях метафорических концептов разграничивают лежащие в их основе когнитивные механизмы, с одной стороны, и различные аспекты их языковой репрезентации, с другой.
Когнитивные основания метафорических концептов представляют собой систему базовых моделей метафорического переноса «первичных» представлений о человеке и об окружающем его мире - таких, как сущность, живое существо, неодушевленный предмет, орудие, ресурс, обладание, движение, противоборство, разнообразные пространственные параметры и др. - в другие понятийные области.
В данной работе проанализированы когнитивные метафоры в творчестве английского писателя Оскара Уайльда. Было выявлено, что метафора в творчества данного автора - один из основных ассоциативно-образных средств. Когнитивная метафора служит своего рода путеводителем по словотворчеству Уайльда. Кроме того, становится реальной идея о том, что авторы узнаваемы по стилю образного мышления, создаваемого их метафорикой.
Настоящее исследование представляется перспективным для дальнейшей разработки.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ